Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

Первый год Ишимского общества трезвости

14 марта 2011 г.

Год назад, 17 марта 2010 года при Cвято-Никольском храме города Ишима образовано общество трезвости имени святого благоверного князя Александра Невского. О результатах и перспективах его деятельности мы беседуем с председателем общества протоиереем Владимиром Ашмариным.

– Отец Владимир, члены общества – прихожане храма, люди, уже ведущие трезвый образ жизни. Зачем им нужно объединяться в особое общество?

– Мы не занимаемся излечением от алкогольной или наркотической зависимости. Для этого пока нет возможностей. У нас иная задача – миссионерская. Члены нашего общества проповедуют трезвый, а точнее – трезвенный образ жизни. В первую очередь – своим поведением в быту. Далее – распространением информации о пагубности пьянства и наркомании. Для этого периодически устраиваем акции под названием «Пост трезвости». Это палатка, в которой демонстрируются видеоролики, наши активисты распространяют листовки и диски с фильмами, рассказывают интересующимся о задачах общества.

– Нужно ли такое общество в Ишиме?

– Более чем. По неофициальной статистике, в Ишиме каждый третий находится на грани алкогольной зависимости или уже пребывает за ней. Пивной алкоголизм регистрируется с двенадцати лет! Государство вяло реагирует на тотальное спаивание народа. Очень сильна алкомафия, которая не дает принимать жесткие законы, ограничивающие потребление пьянящих напитков. Вот яркий пример: в совете по алкогольной политике, существующем при высших государственных органах, – шесть алкобаронов и лишь один противник пьянства. Поэтому дело спасения нации надо брать в свои руки. Христиане не должны прятаться за маской благодушия, они должны быть впереди в деле спасения своего народа. Проповедь трезвения – это подвиг, доступный каждому верующему.

– Зачем же тогда члены общества принимают обет трезвости? Что это такое?

– Обет трезвости – это обещание не употреблять спиртное, наркотические вещества, не сквернословить, не побуждать к этим действиям окружающих. Ни одной рюмочки, даже «за компанию». Обет принимается после молитвы в храме, выдается соответствующее удостоверение. Сроки могут быть разные – например, на период церковного поста, на три месяца, на год… Это зависит от духовного опыта человека. Дело это сугубо добровольное. Здесь, как и в подвиге постничества, важно не впасть в уныние. Обет трезвости – это способ показать ближним, что можно радостно относиться к жизни и окружающим без искусственных стимуляторов. Всего за этот год обет на разные сроки приняли около ста человек.

– Сторонники застолий часто вспоминают пророка Давида: «И вино веселит сердце человека». Не вступает ли идея абсолютной трезвости в противоречие с библейской традицией?

– Во-первых, в самом вине как веществе Церковь греха не видит. Грех – в злоупотреблении им. Во-вторых, исследования библеистов показывают, что на Востоке было два понятия о вине. Одно – привычное нам, результат спиртового брожения. Древние иудеи отвергали его как нечистый продукт. Вспомним хотя бы историю о том, как праотец Ной попробовал впервые перебродившего сока и невольно охмелел, а сын Хам посмеялся над его наготой, – отсюда родилось слово «хамство». Другое понятие – это вещество вроде загустевшего виноградного сока. Это действительно вкусный и полезный продукт, совершенно не знакомый нам. В любом случае нужно руководствоваться словами апостола Павла: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6:12). Или, если уподобить алкоголь идоложертвенной пище, о которой говорит апостол: «И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнять брата моего» (1 Кор. 8:13). Потому митрополит Киевский и Галичский Владимир, будущий священномученик, заметил в 1912 году: если бы апостол Павел жил в наше время, он стал бы абсолютным трезвенником, чтобы не ввести в соблазн своих единоверцев. И это было сказано сто лет назад, когда в России употреблялось 3,4 литра спирта на душу в год. Теперь – от 18 до 24 литров.

– Идея об обществе трезвости появилась у Вас еще в 2007 году, когда переехали в Ишим. Почему же так долго не удавалось ее воплотить в жизнь?

– Инициатива должна идти от самих прихожан, чтобы общество не стало мертворожденным дитятей. Круг трезвенников формировался постепенно. Мы собирались каждый четверг на молебен перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша» в Никольском храме, молились Царице Небесной, чтобы направила нас по верному пути. Так продолжалось три года. И Господь дал мне надежного помощника – молодого прихожанина Матвея Зарембо. Тогда и возникло общество. Молебны, конечно, мы не прекращаем. Ведь впереди еще столько работы…

– Каковы планы общества?

– Ближайшие – в одной из школ совместно с городским отделом образования мы проводим эксперимент. Это акция против пивной рекламы. Дважды провели курс бесед «Учимся жить трезво» по методу Шичко. Будем вновь устраивать Пост трезвости. Пока мы ставили его около храма, теперь будем выходить «в мир», при содействии городской администрации. В теплое время года возможно провести «Трезвый крестный ход», не только по городу, но и по району, – пьянство в деревне процветает особенно страшно. Будем закреплять традицию Дня трезвости в день Усекновения Главы Иоанна Предтечи 11 сентября – такой праздник впервые прошел в Ишиме в 2010 году. Главная же задача – провести в мае съезд православных трезвенников юга Тюменской области (или даже епархиальный). Нам надо объединять свои силы. Ведь даже среди священнослужителей наша деятельность не всегда находит понимание. Ишимское общество трезвости пока – едва ли не единственное во всей области. Есть лишь небольшие объединения мирян в Тюмени, в селе Килки (там принимали обет трезвости с благословения о. Олега Квашнина) и в селе Викулово (под руководством о. Владимира Сергеева).

– Ишим оклеян яркими объявлениями организации «Преображение России». Имеет ли она какое-то отношение к вам?

– Нет. Пока православные дремлют, на этой ниве трудятся чужие люди. Название «Преображение России» набрано славянским шрифтом, рядом – образ св. Георгия Победоносца. Но к Православной Церкви эта организация не имеет никакого отношения, и здесь нужно быть осторожным.

– Отец Владимир, есть ли реальные плоды проповеди общества?

– Пока говорить рано. Но надежда есть. Когда мы приходим в наркологическое отделение местной больницы, то охватывает ужас. Все насквозь прокурено. Но на призыв пойти к иконе помолиться почти все пациенты откликаются. Значит, надежда в их душах еще не умерла. Ведь многие из них – люди крещеные, то есть православные, но не воцерковленные, не взявшие на себя труд узнать, в чем есть вера христианская. Таких людей в нашей стране, по статистике, – до восьмидесяти процентов. Если все они осознают, что пьянство – грех, откажутся от губительного пристрастия, то проблема алкоголизма исчезнет сама собой. Как бы хотелось увидеть этот светлый день!

Беседовал Геннадий Крамор.
Фотографии автора


На снимках: заседание общества трезвости;
принявшие обет трезвости (на крыльце Никольского храма)