Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

Адрес новости: http://www.orthedu.ru/eparh/3015-11.html
приветственное слово председателя издательского совета новосибирской епархии иерея игоря затолокина участникам международной научно-практической конференции "традиции и инновации в современном социокультурном пространстве"
(новосибирская государственная архитектурно-художественная академия) 24 марта 2011 года.
уважаемые участники конференции, братья и сестры!
рад приветствовать участников форума и передать благословение архиепископа новосибирского и бердского тихона на работу нашей конференции.

церковная архитектура во всем, в первую очередь, в конструктивных особенностях, всегда отличалась от гражданской. ведь церковное здание нельзя построить, исходя только из стилистических или архитектурных соображений. здесь очень важен канон. выразительность церковной архитектуры рождается из осмысления канона, интерпретации символических значений и художественных идей. и если история гражданской архитектуры демонстрирует, как человек на протяжении своего развития организовывал комфортное пространство вокруг себя, то история церковной архитектуры свидетельствует о том, как человечество мыслило себя на пути к богу.
что такое православный храм? храм – сродни кораблю – ковчегу спасения; как царство божие, которое начинается на земле и совершенно осуществляется в грядущем небесном царстве.

во храме мы с древнейших времен видим символическое значение христа и, конечно же, человека спасающегося во христе. обратите внимание – православный храм всегда был не просто зданием, его архитекторы возводили символы, который ясно прочитываются в архитектуре православия.

иначе откуда бы взялись эти названия: "подножие храма", "рукава креста", "плечи сводов", "бровки окон"?

"верх церковный есть глава господня", "главу убо церковную держит христос, а шию апостоли, а пазухи евангелисты. а пояс праздници", "трапеза есть перси господня", "столпци олтарни суть колена агня" — свидетельствуют различные толкования на службы.

"святая церковь божия подобна человеку, имея святилищем душу, божественный жертвенник — ум, и храм — тело, и служа как бы образом и подобием человека... и наоборот, человек есть в таинственном смысле церковь". так видел в храме образ человека святой максим исповедник. "храм божий — человек безукоризненный", — говорил преподобный евгарий понтийский. наряду с образом "храм-человек" существует и образ "человек-храм". святитель василий великий говорит: "непрестанная молитва производит в душе ясную мысль о боге; и водружение нами в себе памятования о боге есть вселение в нас бога. так соделываемся мы храмом божиим".

главная функция храма – это совершение божественной литургии. и интерьер храма вольно либо невольно, но подчинен этой функции. поэтому там, где совершают латинскую мессу, утвердился вытянутый базиликальный, кораблеобразный храм. а там, где совершают литургию иоанна златоуста, традиция закрепила центрический храм. уже в v веке была очевидна эта тенденция.

русская церковная архитектура берет свое начало с утверждения на руси христианства, с 988 года. приняв от греков веру, мы приняли и их храмовые формы. наши предки пришли к православию в тот век, когда в греции господствовал византийский стиль. именно в этом стиле были воздвигнуты древние храмы в основных городах тогдашней руси: киевский, новгородский, псковский, владимиро-суздальский и московский. но при большом сходстве между древнерусскими храмами и современными им греческими, между ними заметно и некоторое различие в деталях куполов, в окнах и украшениях. постепенный отход от византийских традиций мы можем видеть в последующих соборах новгорода. с течением времени русские зодчие вырабатывают национальный архитектурный стиль.

коренным образом изменила церковную архитектуру революция 1917 года. новая власть, казалось, поставила своей целью навсегда уничтожить церковное зодчество. нельзя сказать, что в советское время православные храмы не строились вовсе. но традиции были забыты, профессиональные династии уничтожены. в середине 20-х, немного в 50-е годы в советской россии строились лишь небольшие деревянные церкви в сельской местности. храмостроительство в нашей стране начинает возрождаться только в конце 80-х годов прошлого века.

сейчас идет активная работа по реконструкции старых храмов, строятся новые. зачастую в тех местах, где храм был уничтожен. также новые храмы сооружают на местах, связанных с важными историческими событиями: например, храм на крови в екатеринбурге - на месте расстрела царской семьи или храм новомучеников и исповедников российских в искитиме новосибирской области - на месте штрафного лагеря сиблага.
в настоящее время отечественные искусствоведы и реставраторы тщательно изучают древние традиции храмового строительства. это позволит ученым восстановить образы многих храмов. современная храмовая архитектура постепенно становится объектом серьезного изучения, появляются даже стандарты и нормы проектирования храмов.

так, в 2000 г. введен в действие свод правил сп 31-103-99 "здания, сооружения и комплексы православных храмов", в котором в силу особенностей нормативного документа приведены только основные рекомендации и расчетные данные. в целях более полного раскрытия темы разработано пособие в трех томах "православные храмы". согласно этим нормам (мдс 31-9.2003) современные храмы делятся на соборы, храмы приходские, кладбищенские, монастырские (в том числе трапезные, больничные, надвратные и скитские), храмы-памятники, храмы-усыпальницы, домовые храмы, храмы при учреждениях.

для каждого типа храмов характерны определенные особенности. например, кладбищенский храм должен иметь развитый притвор для отпевания и панихид, его архитектура должна способствовать свободному передвижению похоронной процессии, а особое внимание уделяется размещению кануна. в больничной церкви к храму примыкает корпус с кельями-палатами для болящих насельников; в храмах при исправительных учреждениях нужны помещения для крестильни, зал для катехизаторских бесед, библиотека духовной литературы; храм-памятник рассчитан, прежде всего, на внешнее восприятие и т. д.

кроме того, храмы различаются по вместимости, основному строительному материалу и особенностям объемно-планировочного решения. еще существует классификация храмов по типу размещения, например, в городах: внутриквартальные, находящиеся в транспортном узле (на площади или крупной улице), культурно-духовные комплексы (на базе приходского комплекса или монастыря).

таким образом, мы можем выделить ряд особенностей современного церковного строительства:

• сегодня в россии все еще ощущается нехватка храмов для православных верующих, поскольку сотни церквей и монастырей были разрушены в советские годы. к сожалению, пока статистика неутешительна. в европе сегодня (как и до революции в россии) для основания прихода необходимо около 2000 жителей данной местности. если же взять среднюю цифру сегодня по россии, то на один храм приходится 11 600 человек населения, исторически относящегося к православию. в новосибирской области сейчас около 150 приходов, а в 1924 году, на момент образования епархии, их было более 300;
• отсутствие зарезервированных мест для строительства храмов;
• потеря преемственности в храмостроительстве и отсутствие опыта проектирования храмов у современных архитекторов;
• отсутствие централизованных источников финансирования. большинство приходских храмов строятся на средства прихожан и спонсоров;
• строительство, как правило, не отдельных храмов, а храмовых комплексов, включающих богослужебные, хозяйственные, просветительские постройки;
• широко распространено восстановление по обмерам и чертежам разрушенных храмов, причем не всегда они являются точной копией утраченного (некоторые новшества, например, внесены в проект храма христа спасителя по практическим и идейным соображениям).

некоторые считают, что древнерусскую каноническую храмовую архитектуру можно легко воссоздать. но ее существование невозможно без выполнения молитвенных, социальных и бытовых условий, а все аспекты жизни человека за последние годы изменились до неузнаваемости.

стоит ли говорить о том, что возрождать нужно не только архитектурную традицию, но и культуру в целом. надо восстанавливать базу, которой является наше вероисповедание.

до революции религия занимала в жизни человека важное место, зачастую главнейшее. существовавшие ранее как единое целое молитвенная организация жизни, знание богослужения, обладание техническими навыками строительства ныне распались на отдельные виды деятельности.
и сегодня православный храм должен обязательно иметь единство своего внутреннего и внешнего выражения. к этому призывает его вся мистическая сущность храмовой архитектуры, выражающей церковь христову. сегодня, как никогда важно помнить лучшее, что дала отечественная традиция.
также архитектура - самый социальный вид искусства. можно писать «в стол» романы, мемуары, картины. строить «в стол» никто не будет. заказчики оказывают большое влияние на архитектуру. сегодня церковь выступает таким заказчиком. можно даже сказать, что именно в церковной архитектуре заказчик и архитектор практически на равных участвуют в создании проекта.

но, уверен, что развитие храмовой архитектуры главным образом зависит от талантливых зодчих, существенно понимающих задачи, стоящие перед ними. в храмовом зодчестве творчество архитектора не обезличивается, а наоборот живет полноценной жизнью в созвучии выражения ее со своей народной церковной архитектурной традицией.

новосибирская архитектурная академия уже выпускает специалистов, которые имеют представления и знания о православной, преимущественно русской архитектурной традиции. отмечу, что немаловажным фактором успеха здесь является и сотрудничество преподавателей академии с новосибирской епархией.

убежден, что пришло время, когда необходимо организовывать в архитектурных вузах особую образовательную программу, которая будет готовить студентов по специальности «церковный архитектор».
существенное выражение, путем храмовой архитектуры, вселенского православия есть задача всех времен и народов, его содержащих и сохраняющих до настоящего времени.

благодарю за внимание.

образование и православие

(голосов: 0)

версия для печати просмотров: 0

Яндекс.Метрика