Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

Святыня в изгнании

Имя святого праведного Симеона Верхотурского, великого угодника Божия и чудотворца, известно и дорого верующим всего православного мира. Поклониться его честным мощам в Верхотурье, испросить себе помощи приезжают сегодня паломники из самых отдаленных уголков нашей страны и даже из-за рубежа. Однако не всякий знает, что мы едва не потеряли эту великую святыню. В советские годы нетленные мощи праведника несколько раз приговаривали к сожжению, над ними кощунствовала безбожная толпа, их передавали из музея в музей, отвозя то в один уральский город, то в другой…

Окаянные дни

После революции 1917 года в Верхотурье, как и по всей России, начались гонения на верующих. В это страшное время многие монахи и простые жители Верхотурья с особенным усердием молились своему небесному покровителю и заступнику – праведному Симеону. Почитание угодника Божия раздражало большевиков. Один из жителей Верхотурья, красноармеец, в своих воспоминаниях с нескрываемой злобой писал: «В довоенное время город Верхотурье привлекал к себе внимание почти все население Российского государства своими достопримечательностями. Это — мощи „святого Симеона праведного“, которые хранились в одном из монастырей города Верхотурья, которых там находилось в порядочном количестве, потому что путь к существованию монахам дали самые эти мощи „Симеона праведного“, к которому на поклонение шла масса народу со всех концов матушки России, и приносили потом добытые копейки, на которые жировали обитатели верхотурских монастырей „монахи“, которым, пожалуй, и счет трудно было произвести… Революционная волна в 1917 году резко изменила жизнь Верхотурья... Городом стали управлять новые люди с заводов и деревень с мозолистыми руками, в шапках и потертых пиджаках».

Эти «новые люди» вскоре начали бороться против народного почитания мощей праведника. Власти постоянно угрожали уничтожить святыню, всячески насмехались и кощунствовали над мощами в прессе, на митингах, в собраниях.

«Прошу вас не кощунствовать!»

25 сентября 1920 года, в день памяти святого праведного Симеона, в Верхотурскую обитель прибыло около пятнадцати тысяч паломников. И в этот день местные власти решили провести вскрытие мощей великого угодника Божия. Для совершения этого кощунства была назначена особая комиссия.

Вскрытие намеревались провести сразу после окончания литургии, приблизительно в час дня. Но монахи и священники, возглавляемые архимандритом Ксенофонтом, торжественно и нарочито медленно служили литургию, вслед за ней так же медленно совершали молебен, за молебном читали акафист… Начало вскрытия откладывалось уже на два часа. Власти потребовали прекратить богослужение, но получили отказ. Тогда вооруженные красноармейцы по-военному решительно начали выталкивать людей из собора и пробиваться к раке с мощами, где плотной стеной стояли монахи и монахини. Чтобы не вызвать возмущения у прибывших на праздник паломников, власти заставили самих монахов вынести раку из Крестовоздвиженского собора на паперть.

Так началось надругательство над мощами Верхотурского чудотворца. Его святые мощи были подвергнуты кощунственному расчленению, их вынули из гроба по частям и разложили на столе. После этого члены комиссии перевернули гроб и вытряхнули на стол то, что в нем оставалось. Это был лебяжий пух, на котором почивали мощи. Верующие плакали, некоторые, крестясь, успевали тайком взять со стола лебяжьи пушинки.

В это время у главных дверей собора монастырский архидиакон Вениамин во всеуслышание провозгласил: «Прошу вас не кощунствовать!». Позже в следственном деле было записано, что настоятель Верхотурского монастыря архимандрит Ксенофонт, архидиакон Вениамин, настоятельницы Покровского и Успенского женских монастырей и некоторые жительницы Верхотурья пытались «организовать бунт», «воспользоваться моментом среди несознательной массы, воспрепятствовать и не дать вскрытия мощей, чтобы… в дальнейшем продолжать свой обман, и поставить в неловкое положение губернскую комиссию по вскрытию мощей». Архимандрит Ксенофонт и архидиакон Вениамин в тот же день были арестованы и доставлены в Екатеринбургскую губернскую ЧК.

Власти, боясь возмущений со стороны народа, разрешили вернуть святые мощи в собор и продолжать совершение в нем богослужений.

Паломничество… в музей

Мощи праведного Симеона оставались в Крестовоздвиженском соборе до 1929 года, когда в ходе очередной антирелигиозной кампании их было решено изъять из собора и сжечь. Святыню действительно изъяли, но Господь сохранил честные мощи праведника: директор Нижнетагильского краеведческого музея Александр Николаевич Словцов убедил власти не уничтожать мощи, а отправить их в его музей с целью «антирелигиозного просвещения трудящихся». Однако люди шли в музей не для этого, а для того, чтобы поклониться праведному Симеону – богомольцы готовы были платить любые деньги за билеты. Когда началось откровенное паломничество, мощи были изъяты из экспозиции, а журнал «Советское краеведение» опубликовал разгромную статью, в которой «обличил» директора музея в религиозной пропаганде. В октябре 1934 года А.Н.Словцов был арестован за «антисоветское искажение экспозиции музея». Скончался Александр Николаевич в 1944 году от пеллагры в Хабаровском исправительно-трудовом лагере.

Из нижнетагильского музея мощи святого Симеона увезли в Свердловск и выставили в музее атеизма, размещавшемся в Ипатьевском доме – том самом, где в 1918 году были расстреляны Царственные Страстотерпцы. Сначала святые останки были выставлены в экспозиции, но затем их убрали в запасники, и после этого многие верующие, не зная об их местонахождении, считали их безвозвратно утерянными.

Возвращение святыни

В Ипатьевском доме мощи праведного Симеона хранились до 1946 года, затем антирелигиозный музей был расформирован, и святыню передали в фонды Окружного краеведческого музея. Долгое время они размещались в здании собора во имя святого Александра Невского закрытого Ново-Тихвинского монастыря. Кроме честных мощей – «экспоната № 12125», в специально устроенном хранилище находились также иконы и церковная утварь. Сотрудники музея относились к ним с некоторым почтением. По словам последней хранительницы мощей Нины Александровны Гончаровой, старшего научного сотрудника областного краеведческого музея, бывали случаи, когда некоторые из сотрудниц просили ее разрешить им помыть пол в хранилище, где находились мощи, чтобы побыть рядом со святым Симеоном… За годы советской власти несколько раз рассматривался вопрос об уничтожении честных останков или их захоронении, но, несмотря на это, святыня была сохранена. Священноначалию было известно, где находились честные мощи праведного Симеона; попытки их вернуть предпринимались неоднократно, но долгое время это не удавалось.

В конце 1980-х годов, когда постепенно Церкви начали возвращать святыни и храмы, архиепископ Мелхиседек вновь решился просить о возвращении мощей. Для начала он пригласил на прием Нину Александровну Гончарову, расспросил ее о мощах, об условиях, в которых они пребывают в музее. Начались переговоры с властями; владыке Мелхиседеку пришлось обращаться в министерство культуры и Совет Министров СССР. Наконец разрешение, которого ждали многие годы, было получено.

Сами хранители давно желали, чтобы честные мощи вернули православным людям, хотя для них эта святыня не была обыкновенным экспонатом, и им было жаль расставаться с праведным Симеоном. Но бывший директор краеведческого музея, Александр Дмитриевич Бальчугов, сказал своим ученикам – музейным сотрудникам: «Какая задача хранителей? Спасти. Сохранить. Передать. Пришло время возвращать».

11 апреля 1989 года архиепископ Мелхиседек и несколько священников вынесли из музея честные мощи праведного Симеона. Теплый ветер колебал облачения под яркими лучами апрельского солнца, с пением священнослужителей сливалось радостное пение птиц…

Все время, пока для святых мощей готовилось достойное место, они хранились в келье Владыки. Вскоре, 25 мая 1989 года, мощи праведного Симеона Верхотурского торжественно, при огромном стечении духовенства и верующих, были внесены в храм Всемилостивого Спаса в Свердловске. Десятки лет власти старались изгладить память о святом Симеоне, но многие люди продолжали почитать святого, несмотря ни на что. И теперь православному Уралу возвращалось его духовное сокровище – честные мощи великого угодника Божия. Этот день, 25 мая, и стал церковным праздником – днем второго обретения мощей праведного Симеона Верхотурского.

Вновь в Верхотурье

В храме Всемилостивого Спаса святые мощи пребывали два года. В это время шла реставрация храмов Верхотурского Свято-Николаевского монастыря, возвращенного Церкви в 1990 году. Братия с нетерпением ждали того дня, когда в древний монастырь можно будет перенести его святыню – честные мощи праведного Симеона. И вот, вскоре после освящения главного придела восстановленного Преображенского храма, этот день наступил.

24 сентября 1992 года после Божественной литургии в храме Всемилостивого Спаса честные мощи величественным крестным ходом пронесли по улицам Екатеринбурга: сначала в Иоанно-Предтеченский собор, затем – через место расстрела Царской семьи, где стоит сейчас Храм-на-Крови. После этого святыню повезли в Верхотурье.

Во всех городах, через которые везли мощи, навстречу им выходило множество верующих. Так было в Невьянске, Николо-Павловском, Нижнем Тагиле… В самом Верхотурье, как столетия назад, при перенесении мощей, сотни паломников и местных жителей встречали праведного Симеона; они стояли с зажженными свечами вдоль дороги, по которой должны были провезти честные мощи. Колокольный перезвон и море огоньков встретили торжественную процессию, и всю ночь нескончаемым потоком шли богомольцы, чтобы поклониться вновь обретенной святыне. Так мощи святого Симеона были возвращены в Свято-Николаевский монастырь, в котором почивают и поныне.

А в Екатеринбурге в храме Всемилостивого Спаса в память о пребывании здесь святыни оставлена часть мощей праведного Симеона, которая была также передана из музейных фондов (до революции эта часть мощей праведного Симеона пребывала в Екатерининском соборе Екатеринбурга). Сегодня перед ней вновь молятся православные и по своей вере получают исцеления.

70 лет длилось «изгнание» святого Симеона – но, изгнанный безбожниками из Верхотурской обители, он продолжал жить во многих и многих верных сердцах. Советская власть так и не смогла изгладить память о святом покровителе уральской земли. Десятилетия спустя гонителей не стало, а гонимая святыня – честные мощи праведника – вернулась в родную верхотурскую обитель, куда по-прежнему стекаются к ней тысячи и тысячи паломников.