Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

День Пятидесятницы – это Троицын день, праздник в воспоминание сошествия Святого Духа на Апостолов во славу Пресвятой Троицы. Велик этот день, торжественно и радостно празднует его святая Церковь.

“Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек” (Ин. 14,16-17). “И будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли” (Деян. 1,8). Так Господь утешал Своих учеников и такой давал завет, оставляя их на земле. Свое обетование Он исполнил. На пятидесятый день после Вознесения Христа, Дух Святой в виде огненных языков сошел на апостолов, вселился в их чистые души, стал их Утешителем, Помощником, Хранителем и Руководителем.

Кто мог подвигнуть святых апостолов, людей простых, неискусных в слове не только проповедовать Евангелие, но и защищать его перед гордыми, самоуверенными книжниками и фарисеями?! Как могли они убедить человечество, что их проповедь – это истинное слово Божие, что дело их – дело неземное?! Только силой Духа Истины, Который наставил их, напомнил все, чему учил их Христос, дал им “уста и премудрость” (Лк. 21,15) и могущество творить знамения и чудеса.

Дух Святой просветил апостолов, укрепил их. Осененные Его благодатью, они возвестили истину, изменили нравы и обычаи падшего человечества, всю его жизнь. Они явились столь твердыми в уповании на Бога, что никакие скорби не могли поколебать их мужества в исповедании Христа или хотя бы на миг отвести их ум и сердце от устремления к горнему миру.

Водимые Святым Духом, ученики Христа пронесли слово веры и спасения по всей земле, основали ряд Поместных Церквей, привели к Богу десятки тысяч погибавших людей, обратили в прах вековую языческую религию Рима.

Все мы, православные христиане, обретаем Духа Святого через Таинства и священнодействия Церкви. Он соединяет нас с Господом и само тело наше творит храмом Божиим. Узнать и убедиться в том, есть ли с нами Святой Дух, не трудно. Плоды Духа, по слову апостола, - это: “любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание” (Гал. 5,22-23). Радостно и легко нам, когда стоим на молитве – значит, с нами пребывает Дух Святой. Спокойна наша совесть, не терзается обидой, злобой, гневом – это плод Духа. Стремимся всей душой любить ближних, творить им добро – это опять же плод Духа.

Имея Духа Святого, мы имеем ту же заповедь, какую получили апостолы, – быть свидетелями, благовестниками Христа Спасителя “до края земли”. Заповедь эта широка и многообразна. О Господе свидетельствует не только тот, кто проповедует, читает, служит в храме, но и тот, кто ставит у себя в доме икону, зажигает перед ней лампаду, учит своих детей вере или даже просто не постесняется перекреститься, проходя возле храма.

А каким великим свидетельством может служить наша жизнь, когда она благочестивая, богоугодная. История Церкви показывает нам, что первые христиане больше всего свидетельствовали о своей глубокой вере именно святой жизнью. Во всем тогдашнем языческом мире господствовал эгоизм. Христиане же показывали примеры самой преданной и бескорыстной любви к человеку. “Смотри, как они любят друг друга, - говорили язычники, привыкшие только ненавидеть и убивать, - как они готовы друг за друга даже умереть”. Да, утверждают христиане, мы так живем, потому что так жить научены нашим Господом, Который сказал нам: “Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас” (Ин. 15,12), “Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного” (Мф. 5,16).

Вспоминая сегодня сошествие Святого Духа на апостолов, а через них на Церковь и на нас самих, мы должны помнить, что благодатные дары Святого Духа неоценимы – бесценны. А чем драгоценнее дар – тем страшнее его потеря. Сохраним же их и умножим молитвой, верой, делами благочестия и святой жизнью.