Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов
интервью с атаманом шадринского казачества александром савельевым |
— все началось в 1991 году, с четверых потомственных казаков, — рассказывает атаман шадринского казачества александр савельев. — например, виталий шестаков родился в казачьей семье в китае, а затем она переехала в наши края. до революции в шадринске также находилась четвертая казачья сотня, которая была еще расквартирована в к-уральске и нижнем тагиле. эти казаки затем воевали на стороне красных и в составе знаменитого 4-го уральского полка. своей организации сначала у нас не было, мы вошли как отдельный хутор в сибирское казачье войско, но потом подняли архивы и выяснили, что исторически всегда входили в состав оренбургского войска и перешли в его подчинение. первым атаманом был вячеслав данилович пижемский, состав общества доходил до 170 человек, в том числе кадеты, но потом в его рядах произошел раскол. сейчас в казачестве порядка 30 человек, мы зарегистрированы и состоим в государственном реестре казачьих войск. — чем занимается шадринское казачество? — основной вид деятельности по уставу — оказание помощи при чрезвычайных ситуациях. обязательно помогаем при организации больших православных праздников в рождество, пасху, троицу, принимаем участие в крестных ходах, четвертый год подряд занимаемся подготовкой иордани к празднику крещения. за труды во благо церкви награждены двумя благодарственными письмами от свято-николаевского храма. участвуем и в городских мероприятиях — в день победы, день города. муниципалитетом нам выделено под штаб помещение по ул. щеткина, 61, будем делать там ремонт. — казаки всегда отличались особой строгостью и чистотой по отношению к канонам православия, недаром в старину говорили — «какой казак без православной веры?» а каковы сейчас духовные и нравственные идеалы казачества? — стараемся строго придерживаться традиций истории и культуры страны, способствовать укреплению православной веры. последние годы регулярно ездим в екатеринбург на царские дни, где можно наглядно посмотреть на людей, которые искренне преданны стране и православию. есть достойные выходцы и из шадринского казачества. например, один из наших казаков отслужил в армии, окончил военное училище и сейчас в звании майора служит на абхазской границе помощником командира части, связи с нами он не теряет и в курсе всех наших дел. стремимся сами всю жизнь строить по православному укладу. как атаман казачества, я посчитал обязательным для себя венчаться с женой в церкви, и в этом году мы это сделали. когда после венчания выходили из свято-николаевского храма по казачьим традициям над нами держали казачьи шашки. жена имеет звание урядника, отмечена медалью за вклад в организацию шадринского казачества, у нас растет дочь, которая тоже считает себя казачкой. я потомственный казак по матери, из рода донских и кубанских казаков, которые в середине 19-го века своим ходом на конях шли на амур охранять границу. на исетской земле они оставляли тех, кто был ранен, эти казаки обосновались в основном в с.погорелка, где большое распространение получила девичья фамилия матери даурцевы. отец матери отличился в боях на халхин-голе, был награжден орденом красного знамени. в шадринском казачестве я состою с 1993 года, атаманом был избран в 2008 году. ежегодно к нам приезжает атаман отдельного корпуса кубанского войска юрий васюков, здесь он крестился и считает, что в шадринске православные и казачьи традиции сохраняются неплохо. — кто и как может сегодня стать казаком? — казаки разделяются на потомственных и верстанных. то есть, чтобы быть принятым в ряды казачества, нужно пройти верстание в казаки. когда к нам приходит желающий поверстаться, обязательно интересуемся, крещеный ли он человек. если нет, то ему дается время на подготовку к этому. если верстаться его привел кто-то из казачества, то он за этого человека отвечает, становится для него крестным отцом и ведет его по жизни в дальнейшем. выясняем также, служивый ли человек, был ли в армии или учился в военном училище, что его привело к нам — казачьи корни или просто желание носить форму. даем молодежи испытание — пробыть день в форме в училище или школе. бывало, отстаивая это право, парни оказывались и с синяком под глазом. казак всегда одевался сам, и мы о форме тоже заботимся сами, придерживаемся традиционной, образца 1913 года, используем также современный камуфляж для полевых выходов. обычно мы собираемся раз в месяц по воскресеньям в 12.00 в центре «лад», можно заранее договориться о встрече и по телефону 3-65-10 или 8- 912-528-40-50. татьяна усольцева.
|