Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

Преподобный Феодосий Печерский, перенесение святых мощей которого из пещеры в каменный храм (1091 г.) вспоминается сегодня, в числе многих своих добродетелей имел и такую как воздержание в пище и питье. Вкушал он только немного хлеба и овощей, желая умертвить постом, бдением и трудами свою плоть, с ее страстями и похотями. Но даже и эту скудную пищу он принимал не всегда, и когда начинались установленные Церковью посты, усиливал свой подвиг.

Пример преподобного Феодосия побуждает нас задуматься о таком грехе как чревоугодие, которому многие, к сожалению, предаются, несмотря на вред, который приносит этот порок душе и телу.

Святые отцы Церкви и все великие угодники Божии весьма резко осуждают страсть чревоугодия. Святитель Иоанн Златоуст говорит о вреде чревоугодия для тела так: “Для чего, скажи мне, ты утучняешь тело пресыщением в пище? Неужели принесем тебя в жертву? или предложим на трапезу? Ничто столь не противно и не вредно телу как пресыщение; ничто столь не разрушает, не обременяет и не повреждает его как неумеренное употребление пищи. Невоздержные в пище так неразумны, что не хотят даже столько поберечь себя самих, сколько другие берегут мехи. Ибо продавцы вин не наполняют мехи более надлежащего, дабы не прорвать их, а они и такой заботы не хотят иметь о бедном своем чреве, но до чрезмерности обременяют его пищею и наполняют вином... Чревоугодие преждевременно приближает к старости, притупляет чувства, омрачает мысль, ослепляет проницательный ум, причиняет множество болезней и возлагает большую тяжесть и несносное бремя”.

Святитель Василий Великий учит, что “чревоугодие Адама предало смерти, и причинило миру погибель сластолюбие чрева.., чревоугодие Израиля сделало поклонником идолу и довело израильтян до того, что телеса их пали в пустыне. Чревоугодие одного из пророков, посланного Богом для обличения нечестивого царя, соделало снедью дикого зверя”.

По словам Симеона Столпника, пресыщение пищей рождает скверные помыслы, помрачает ум, вкореняет страсти, претворяет душевного человека в плотского. А святитель Тихон Задонский учит, что излишество в пище и питии есть мать всех зол. Как в гнилом болоте плодятся всякие гады, так и в сластолюбивом сердце рождается всякая греховная нечистота.

Внимая учению святых отцов о чревоугодии, будем внимательны к себе, “чтобы не отягчались объядением и пьянством” (Лк. 21,34) и постараемся воздерживаться, ведь “воздержность в пище - есть мать как здоровья, так и удовольствия” - напоминает святитель Иоанн Златоуст, а святитель Василий Великий о воздержании говорит так: “если будешь владеть чревом, то станешь обитать в раю, а если не овладеешь им, то сделаешься добычей смерти”.

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11-1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА