29 августа православная церковь вспоминает перенесение нерукотворного образа господа нашего иисуса христа из едессы в константинополь
сайт нижегородской епархии. соб. инф.
предание свидетельствует, что во времена проповеди спасителя в сирийском городе едессе правил авгарь. он был поражен по всему телу проказой. слух о великих чудесах, творимых господом, распространился по сирии (мф 4:24) и дошел до авгаря.
не видя спасителя, авгарь уверовал в него как в сына божия и написал письмо с просьбой прийти и исцелить его. с этим письмом он послал в палестину своего живописца ананию, поручив ему написать изображение божественного учителя. анания пришел в иерусалим и увидел господа, окруженного народом. он не мог подойти к нему из-за большого скопления людей, слушавших проповедь спасителя.
тогда он стал на высоком камне и попытался издали написать образ господа, но это ему никак не удавалось. спаситель сам подозвал его, назвал по имени и передал для авгаря краткое письмо, в котором, ублажив веру правителя, обещал прислать своего ученика для исцеления от проказы и наставления ко спасению. потом господь попросил принести воду и убрус (холст, полотенце). он умыл лицо, отер его убрусом, и на нем отпечатался его божественный лик.
убрус и письмо спасителя анания принес в едессу. с благоговением принял авгарь святыню и получил исцеление; лишь малая часть следов страшной болезни оставалась на его лице до прихода обещанного господом ученика - апостола от 70-ти святого фаддея, который проповедал евангелие и крестил уверовавшего авгаря и всех жителей едессы.
написав на нерукотворном образе слова "христе боже, всякий, уповая на тебя, не постыдится", авгарь украсил его и установил в нише над городскими воротами. много лет жители хранили благочестивый обычай поклоняться нерукотворному образу, когда проходили через ворота. но один из правнуков авгаря, правивший едессой, впал в идолопоклонство. он решил снять образ с городской стены.
господь повелел в видении едесскому епископу скрыть его изображение. епископ, придя ночью со своим клиром, зажег перед ним лампаду и заложил глиняной доской и кирпичами. прошло много лет, и жители забыли о святыне. но когда в 545 году персидский царь хозрой i осадил едессу и положение города казалось безнадежным, епископу евлавию явилась пресвятая богородица и повелела достать из замурованной ниши образ, который спасет город от неприятеля.
разобрав нишу, епископ обрел нерукотворный образ: перед ним горела лампада, а на глиняной доске, закрывавшей нишу, было подобное же изображение. после того, как был совершен крестный ход с нерукотворным образом по стенам города, персидское войско отступило. в 630 году едессой овладели арабы, но они не препятствовали поклонению нерукотворному образу, слава о котором распространилась по всему востоку.
в 944 году император константин багрянородный пожелал перенести образ в тогдашнюю столицу православия и выкупил его у эмира – правителя города. с великими почестями нерукотворный образ спасителя и то письмо, которое он написал авгарю, были перенесены духовенством в константинополь. 29 августа образ спасителя был поставлен в фаросской церкви пресвятой богородицы.
о последующей судьбе нерукотворного образа существует несколько преданий. по одному – его похитили крестоносцы во времена их владычества в константинополе (1204–1261), но корабль, на который была взята святыня, затонул в мраморном море. по другому - образ был передан около 1362 года в геную, где хранится в монастыре в честь апостола варфоломея.
нерукотворный образ неоднократно давал с себя точные отпечатки. один из них, так называемый "на керамии", отпечатался, когда анания прятал образ у стены по пути в эдессу; другой, отпечатавшись на плаще, попал в грузию. возможно, что разность преданий о первоначальном нерукотворном образе основывается на существовании нескольких точных отпечатков.
во времена иконоборческой ереси защитники иконопочитания, проливая кровь за святые иконы, пели тропарь нерукотворному образу. в доказательство истинности иконопочитания папа григорий ii (715–731) прислал письмо к восточному императору, в котором указывал на исцеление царя авгаря и пребывание нерукотворного образа в едессе как на общеизвестный факт.
нерукотворный образ помещался на знаменах русских войск, ограждая их от врагов. в русской православной церкви есть благочестивый обычай при входе верующего в храм читать вместе с другими молитвами тропарь нерукотворному образу спасителя.