Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

Источник информации: Московская епархия
Адрес новости: http://www.mepar.ru/

значимость посещения московской епархии святейшим патриархом московским и всея руси для жителей подмосковья трудно переоценить. патриарший визит всегда становится центральным событием церковно-общественной жизни: величественное богослужение собирает множество духовенства, прихожан и паломников, здесь всегда присутствуют руководители области и муниципальных образований, а первосвятительское слово приобретает большой общественный резонанс.

на сей раз святейший патриарх кирилл избрал местом для своего визита богородск. 18 декабря предстоятель русской православной церкви совершил здесь божественную литургию в богоявленском соборе. богородск-ногинск за все время его существования принимал святейших патриархов дважды. в 1918 г., вскоре после революции, богородск посетил святейший патриарх тихон. тогда здесь состоялось грандиозное духовное торжество: в крестном ходе приняли участие около ста тысяч человек. в 1991 г. в ногинске побывал святейший патриарх алексий ii. здесь во время перенесения из москвы в дивеево вновь обретенных мощей преподобного серафима саровского в богоявленском соборе была сделана остановка, и при большом стечении молящихся совершено торжественное богослужение. нынешний визит святейшего патриарха кирилла — еще одна значимая веха в истории города.

несмотря на пронизывающий ветер на церковное торжество собралось множество богомольцев. люди начали сходиться с самого раннего утра, еще затемно, и когда в половине седьмого храм был открыт, его сразу же заполнили верующие. просторный богоявленский собор не мог в этот день вместить всех желающих, поэтому богослужение транслировалось на пятиметровый экран, установленный на территории собора.

у врат собора святейшего патриарха встречали митрополит ювеналий, первый заместитель председателя правительства московской области и. о. пархоменко, глава города ногинска в. а. хватов, заместитель главы ногинского муниципального района н. в. ермакова, учащиеся православной гимназии имени священномученика константина богородского.

перед началом литургии святейший патриарх приложился к мощам священномученика константина богородского, который был настоятелем собора на протяжении 23 лет — в 1918 г. отца константина замучили большевики, в 2000 г. он был прославлен для общецерковного почитания, и с 2004 г. его честные мощи находятся в богоявленском соборе.

за божественной литургией святейшему патриарху сослужили: митрополит крутицкий и коломенский ювеналий; управляющий делами московской патриархии митрополит саранский и мордовский варсонофий; архиепископ можайский григорий; архиепископ истринский арсений; епископ илиан (востряков); епископ видновский тихон; епископ серпуховской роман; руководитель административного секретариата московской патриархии епископ солнечногорский сергий; благочинные церковных округов московской епархии, духовенство москвы и московской области.

за богослужением молились представители администраций московской области, ногинска и ногинского района, глава городского округа электросталь а. а. суханов и глава гаврилово-посадского района ивановской области е. г. астафьев, благотворители, руководители организаций и предприятий ногинска и электростали, ученики православных гимназий, многочисленные почетные гости.

за божественной литургией состоялась архиерейская хиротония архимандрита максимилиана (клюева) во епископа братского и усть-илимского.

по окончании божетвенной литургии первосвятитель напутствовал новохиротонисанного владыку максимилиана на архипастырское служение и вручил ему архиерейский жезл. по традиции епископ максимилиан преподал богомольцам первое архипастырское благословение.

митрополит ювеналий от лица духовенства и мирян московской епархии обратился к его святейшеству с приветственным словом:

«ваше святейшество, святейший владыка и отец! сегодня вы совершили историческую и благодатную миссию на этой земле, освященной благочестием и мученической кровью священнослужителей и верующих, запечатлевших здесь свою горячую веру. в 1918 г. святейший патриарх тихон вместе с сопутствующими ему архипастырями совершал сюда свой пастырский визит, а 20 лет назад, когда происходило перенесение честных мощей преподобного и богоносного отца нашего серафима саровского, всенощное бдение здесь совершил святейший патриарх московский и всея руси алексий ii. мы счастливы, что свой год, после многих апостольских посещений россии и других мест, где пребывают верные чада русской православной церкви, вы завершаете в этом граде. мы верим, что своим духовным взглядом вы отсюда можете обозреть всю нашу подмосковную землю, и мы уверены, что, как мудрый кормчий церковного корабля, вы видите спасительный путь нашей церкви, ведя ее и наш народ ко спасению. мы просим вашего первосвятительского благословения на наши труды и на народ божий, который обращается сейчас к своим корням, к вере своих отцов. этот град известен мученическим подвигом и исключительным миссионерским служением священномученика константина. он и сегодня, ваше святейшество, вдохновляет этот град, на то, чтобы родители вели своих детей в православные детские сады и гимназии, могли достигать предстательством божиим истин веры христианской. мы чувствуем, что священномученник константин и ваше сердце зажег желанием поклониться его цельбоносным мощам и преподать благословение вашей пастве, хранимой его молитвами. мы просим ваше святейшество, принять на молитвенную память этот образ священномученика с частицей его святых мощей, и преподать ваше первосвятительское благословение всем тем, кто сегодня горячо молился вместе с вами».

в своем первосвятительском слове святейший патриарх кирилл сказал:

«ваше высокопреосвященство, дорогой владыка ювеналий! высокопреосвященные и преосвященные владыки! дорогие отцы, братья и сестры!

с большой радостью я совершил сегодня божественную литургию здесь, в богородске, в богоявленском храме, у мощей святого священномученика константина. мне хорошо известна история посещения этого града моим блаженнопочившим предшественником святейшим тихоном, патриархом всероссийским, причисленным к лику святых исповедников российских.

в том далеком 1918 году, когда народ, соблазненный лживыми обещаниями, народ, утративший духовные ориентиры и национальное религиозное самосознание, бросился в бездну, в которой, как мы знаем, позднее погибли десятки миллионов людей, — в тот самый год святитель тихон посетил богородск, и здесь произошло нечто, ставшее ясным свидетельством способности православных людей объединяться вокруг своего патриарха, вокруг своей церкви. более 100 тысяч человек собралось здесь и приняло участие в грандиозном крестном ходе. то ли не было свидетельством силы русского православного народа? то было реальное свидетельство духовной силы и веры.

но мы знаем, что и самое сердечное и искреннее выражение веры и преданности церкви не остановило руку гонителей, и участвовавший в этом крестном ходе настоятель собора протоиерей константин был в том же году жестоко убит, приняв мученический венец. его закололи за правду, которую он проповедовал, за веру, которой он делился со своей паствой, — закололи штыками, но не насмерть, а бросили в могилу и закопали живым. но эта могила не была забыта людьми, и когда наступило иное время и народ наш опамятовался, обретя способность не только вспомнить прошлое, но и искупить грехи свои, тогда и было совершено прославление святого священномученика константина, мощи которого почивают здесь и сила благодатного воздействия которого несомненно распространяется на тех, кто с верой притекает к этим мощам, а также на град богородск и на всю богородскую землю.

благодарю вас, владыка, что вы указали в своем слове на эту связь между благодатным духовным воздействием священномученика константина и теми достижениями в церковной жизни, которая осуществляется здесь, в том числе под вашим архипастырском водительством. школы, гимназии, детские сады, большое количество молодежи сегодня по молитвам святого священномученика константина пребывают в церковной ограде. а это значит, что они являются наследниками тех, кто в самое тяжкое время оказался способным сказать миру правду, как сказал эту правду святой священномученик константин.

как же можно говорить божию правду миру? не скажет ли кто то, что это твоя собственная правда, а не правда божия? сегодняшнее чтение из послания апостола павла к ефесянам помогает нам понять, при каких условиях человек обретает силу говорить божию правду, обретает непреткновенную силу противостоять лжи, в какие бы привлекательные обертки эта ложь ни облекалась. а слова эти такие: „облекитесь во всеоружие правды божией, чтобы противостоять вам козням диавольским, препояшьтесь истиной, облекитесь в броню правды, обуйтесь в сандалии служения миру“ (см.: еф. 6:11–15). для нас эти слова — это не отдаленное эхо двухтысячелетней давности. эти слова есть не что иное, как живой призыв к каждому жить по вере, облекаясь в божию правду. только тогда мы можем противостоять козням диавольским, только тогда никакая пропаганда, никакой обман, никакой соблазн не помешают людям жить в соответствии с этой правдой и в личной, и в семейной, и в общественной, и в государственной жизни. но если мы эту правду божию растеряем, если откажемся от нее, то мы утратим силу самоопределения, силу жить по своей совести и убеждениям, потому что тогда мы будем жить по чужим убеждениям, умело предлагаемым нам сегодня могущественными средствами массовой информации.

сегодня труднее, чем во времена патриарха тихона и святого священномученика константина, потому что информационный поток, который обрушивается на человека, имеет большую силу разрушения, чем в те времена, хотя и того потока хватило, чтобы разрушить и страну, и церковь, и погубить миллионы человеческих жизней. но именно сегодня пред лицом грозных опасностей мы должны как никогда помнить дышащие огненной правдой апостольские слова „облекитесь во всеоружие божие, без которого будете легкой добычей диавола“ (см.: еф. 6:11), — который лжет, соблазняет, вводит в заблуждение, привлекает в союзники человеческую логику, а иногда и людей достаточно образованных и просвещенных, но безоружных пред ним, ибо они не облеклись в правду божию.

дай бог народу нашему никогда не забывать этих слов апостола павла, никогда не забывать подвиг новомучеников и исповедников российских. а если кто и забудет, приезжайте сюда, в богородск, нынешний ногинск, поклонитесь мощам настоятеля сего храма, заколотого не до смерти, но задушенного в могиле за одну только божию правду. и, может быть, перед этими останками, перед этими мощами совесть заговорит, сердце пронзится, ибо что еще нужно сказать и сделать, чтобы убедить человека в правоте правды божией?!

пусть господь хранит отечество наше, всю историческую русь, но в эти дни особенно — россию. пусть господь вразумит всех, кто имеет разные точки зрения, в том числе на политическое положение в стране и на минувшие выборы, и поможет вступить в реальный гражданский диалог, чтобы не разрушалась наша национальная жизнь, такими трудами по крупицам собираемая. но для того чтобы преодолеть недоумение, восстановить доверие, сделать общество еще более сплоченным и способным идти в будущее, власти должны с большим доверием отнестись к людям и содействовать этому диалогу и общению, преодолению недоумений и разногласий — с тем, чтобы никакие человеческие соблазны, никакие ошибки, никакое неправильно понятое служение благу страны не разделяло людей. нам более не дано право на разделение. кровь, пролитая в xx веке, не дает нам такого права.

а чтобы жить вместе, облекитесь во всеоружие правды божией, как учит нас апостол павел. если же для кого-то эти слова покажутся анахронизмом, смею таковых разочаровать: не может быть анахронизмом слово, живущее 2 000 лет и возрождающее в человеке самые сильные и самые прекрасные чувства.

пусть господь молитвами святых новомучеников и исповедников российских благословит землю нашу миром, согласием, взаимообщением, способностью совместно созидать лучшее будущее для самих себя и для следующих поколений.

я хотел бы, ваше высокопреосвященство, в память о пребывании в этом соборе преподнести вам казанскую икону божией матери. пусть она, как дар патриарха, пребывает в этих священных стенах. храни вас всех господь!»

в дар собору святейший владыка передал казанскую икону божией матери. все богомольцы получили иконки священномученика константина богородского с первосвятительским благословением. на соборной паперти святейший патриарх сфотографировался на память с православными гимназистами.

в актовом зале при богоявленском соборе в честь визита святейшего патриарха был устроен прием, на котором присутствовали участники и почетные гости праздника. учащиеся православной гимназии имени сщмч. константина богородского и участники хора воскресной школы покровского храма с. кудиново «православный родничок» представили для гостей небольшой концерт.

подводя итоги первосвятительского визита, святейший патриарх в своем слове на приеме дал высокую оценку тому духовному возрождению, которое совершается в московской епархии, и отметил, что духовенство не должно успокаиваться достигнутом, но следует неустанно нести народу слово божие и правду о церкви используя самые современные технологии средств массовой информации.