Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

екатеринбург, «информационное агентство екатеринбургской епархии». святые и праведные иоаким и анна, ныне ублажаемые, дожили до глубокой старости, не имея детей. оба они были весьма благочестивые и богобоязненные, но господу угодно было укреплять их веру и терпение огорчением бесчадия, чтобы впоследствии явить им величайшую свою милость и соделать их орудиями своего домостроительства. благочестивые супруги дожили до глубокой старости, однако не теряли надежды и веры во всемогущую силу божию, способную разрешить их неплодство. они постились и пламенно молились господу снять с них поношение, обещаясь посвятить рожденное у них дитя на служение господу. особенный случай усилил их скорбь о бесчадии и вместе с этим молитву господу о снятии с них поношения. в один из великих праздников иоаким пришел в иерусалим с своею обычною жертвою, но за бесчадие был устранен от принесения жертвы, доколе не приступили к жертвеннику израильтяне, имевшие детей. огорченный этим до глубины души, праведный иоаким не хотел возвращаться домой, но удалился в горы, где паслись его стада, и там проводил время в посте и молитве господу о разрешении их неплодства. о том же слезно просила господа и супруга его анна, услышавшая о том, что случилось с иоакимом в иерусалиме. господь услышал молитву праведников. однажды, когда праведная анна была погружена в свои тяжелые думы, ей предстал ангел с следующими словами: “анна! услышана молитва твоя: ты родишь преблагословенную дщерь марию, от коей произойдет спа-сение всему миру”. тою же вестью обрадован был и праведный иоаким, явившийся ему ангел повелел ему идти в иерусалим, где, в знамение неложности божественного обетования, он должен был встретить у златых ворот храма свою супругу. ангельская весть не замедлила исполниться: господь даровал иоакиму и анне пречистую дщерь марию, созидавшуюся одушевленным храмом божиим.

все старания благочестивых родителей теперь устремились к тому, чтобы богодарованное им дитя от дня рождения сохранить в чистоте и нравственном совершенстве. древнее предание повествует, что святые иоаким и анна допускали к благословенной дщери своей только чистых и непорочных еврейских девиц. три года они воспитывали пренепорочную деву марию дома, а потом, исполняя данное ими богу обещание, отвели ее на жительство в иерусалимский храм. здесь, вдали от суеты мирской, пречистая мария и приготовлялась к великому жребию соделаться материю сына божия, господа нашего иисуса христа.

поучительна и назидательна для нас, православные христиане, жизнь святых праведных богоотец иоакима и анны.

они дают всем нам живой урок, как мы должны относиться к обетам, даваемым господу! обещаться в чем-либо господу — это великое дело. нужно помнить, что мы изрекаем свое обещание пред суще-ством высочайшим и всемогущим, которого трепещут небо и земля, которого окружают воинства ангелов, многоочитии херувимы и шестокрылатые серафимы. как же страшно и грешно, давши обет господу, после не исполнить его! это значит явить к нему, премилосердому, полное невнимание, показать недостаток благоговения к владыке неба и земли. обещанное господу принадлежит уже ему, а обещанное и неисполненное — все равно, что отданное богу, а потом самовольно взятое у него. если и вообще грешно нарушать свое доброе слово, то тем преступнее не исполнять своего обещания господу. в истории ветхозаветной церкви божией мы видим немало примеров, что все, дававшие богу обет, в точности исполняли его, как бы это трудно ни было для них.

теперь спросим себя, братия, как мы исполняем обеты наши, данные нами при крещении? зачатые в беззакониях и рожденные во грехах, мы были нечисты пред богом, виновны пред его высочайшей правдою, в крещении нам даровано отпущение грехов, мы очищены и освящены духом божиим, омыты и убелены кровью христовой.

отрекшись всех дел диавола, т.е. греха и противления воле божией, своеволия и преступления заповедей господних, не возвращались ли опять к сим делам тьмы и нечестия, не творили ль похотей диавола во всякой лжи, неправде и беззаконии?

обязавшись служить одному господу иисусу христу, не работали ль двема господинома, не служили ль самолюбию, корыстолюбию, плотоугодию и иным бесчисленным страстям, возбуждаемым в нас духом злобы, который таким образом приемлет поклонение себе от преданных страстям человеков?

обещавшись исполнять заповеди божии, всегда ли и во всем поступали мы по этим святым и живоносным заповедям, или же по своим похотям, по влечению страстного сердца своего, по обычаям того мира, в коем царствует похоть плоти, похоть очес и гордость житейская? чая во христе жизни вечной, всегда ли устремляли и ум и сердце наше к этой нескончаемой и всеблаженной жизни, размышляли о ней, молились о ней, приготовляясь к исходу из сего мира и непостыдному ответу на страшном суде христовом; или же весь ум наш был занят непрестанно, все сердце наше волновалось без отдыха одною суетою настоящей жизни, одними радостями и печальми житейскими?

братия христиане! “что обещаешь богу, не умедли исполнить сего”, — говорит слово божие. постараемся свято и ненарушимо исполнять обеты, данные нами при крещении. не будем уподобляться тем, кои бога исповедуют ведети, а делы отмещутся его (тит. 1, 16). ведь кто не со христом, тот против него (мф. 12, 30). будем же со христом здесь в этом мире, будем творить его волю, как и обещались это делать при крещении, да и в будущем веке будем вместе с ним, по его неложному обещанию: идеже есмь аз, ту и слуга мой будет (ин. 12, 26). аминь.

© при использовании информации ссылка на сми
«информационное агентство екатеринбургской епархии»
(свидетельство о регистрации иа №11-1492 от 29.05.2003) обязательна.