Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

екатеринбург, «информационное агентство екатеринбургской епархии». преподобный даниил, память коего совершается ныне, родился в 409 году в селении марафе, близ города самосаты, в месопотамии. мать даниила в душе своей носила желание посвятить его на служение богу, и это желание таинственным путем передалось ему и повлекло его с детства на иноческий путь: 12-ти лет он произвольно оставил мир и приютился в одной из обителей своей родины. здесь почувствовал он себя как в настоящем родном доме, где с самого начала предался с таким усердием и любовью исполнению всех иноческих послушаний, как будто эти именно труды и были самою свойственною пищею для его природы, самым вожделенным удовлетворением...

через несколько лет строгой жизни в обители даниил совершил путешествие в антиохию, куда взял его с собою игумен. на пути они посетили преподобного симеона столпника, который благословил даниила и пророчески сказал ему: “мужайся, чадо, да укрепится сердце твое. многие труды предстоит тебе перенести ради христа, но он будет тебе во всем помощником”...

возвратясь в монастырь после знакомства с необыкновенным подвижником, даниил стал думать о подражании ему, но до времени отложил исполнение возникшего в душе его намерения. между тем умер настоятель той обители, в которой он находился, и братия просили даниила принять начальство над ними; но он уклонился от этого и даже оставил совсем обитель, решившись теперь, по бывшему ему особенному видению, вступить на подвиг столпничества. близ константинополя он устроил столп и восшел на него для молитвенного стояния; в продолжение 33-х лет переносил он неизменно это произвольное, необычайно тяжелое испытание. не раз во время бурь столп колебался и грозил падением, но терпение подвижника ничто не могло поколебать: он продолжал стоять неподвижно...

прославленный от бога даром чудотворений, богоугодный даниил привлекал к своему столпу множество народа отовсюду: “к нему приходили ближние и дальше, греки, римляне, варвары, просто-людины и цари лев и зенон; приходили к нему, как к ангелу божию, и, удаляясь от него, призывали его в молитвах на помощь. император лев так любил и уважал великого столпника, украшавшего собою его царствование, что много раз прибегал к нему, прося его молитв, благословения и утешения. патриарх геннадий сам поднялся на столп его и рукоположил во пресвитера. достигнув 80-ти лет, подвижник, заповедав своим ученикам смирение, послушание, странноприимство, пост, бдение, нищету и больше всего — любовь, скончался смертью праведника в 489 году. чудотворные мощи его были положены при столпе, на котором подвизался он, и при котором впоследствии устроена была усердием царя церковь во имя святого симеона столпника.

мы видели, что преподобный даниил достиг великой и истинной славы не только у бога, прославившего его даром чудотворений, но и людей, оказывавших ему великое уважение и любовь. чем же он приобрел такую славу? благочестивою и добродетельною жизнью; для бога нет ничего дороже и выше добродетели. ею и мы можем приобресть себе честь и славу не только от людей, но и от самого бога.

суд божий далеко не одинаков с суждением людским; у бога и первии будут последнии и последнии первии. люди полагают величие и славу или в высоком звании, или в обширном богатстве и других мирских достоинствах. но все эти качества и доблести без добродетели никогда и никому не доставят истинного величия и славы.

все личные достоинства и преимущества тогда только бывают достойны уважения, когда носящие их лица украшаются внутренними сердечными доблестями, добросовестным исполнением своих обязанностей и добрыми делами.

но какая честь носить высокое звание, если нет величия в душе и правоты в действиях? к чему послужит блеск чинов и отличий, если он затмевается бесчинными поступками и постыдными делами? доставит ли честь и славу почетное место, если оно бесчестится недобросовестностью лица, которое занимает его? нет, не звание и чины возвышают человека, а человек облагораживает собою звание и чины. случается, что и не добрым людям, но высо-копоставленным оказывают уважение; но что это за уважение? оно делается или из приличия, или страха ради; а в душе питают к ним не только холодность, но нередко и презрение; заочно высказывают сущую, часто очень нелестную для них правду.

много было и есть людей ученых, даровитых от природы. но далеко ли они ушли с своей стихийной мудростью? отчего многие из них не оставили по себе доброй памяти? оттого, что жили только одним умом, а не сердцем; оттого, что кажущуюся мудрость свою и ученость показывали на одних словах, а не в добрых делах; а высокоумие и хитрословесие без добрых дел все равно, что цветущее дерево без плода. вся сущность христианского благоразумия состоит не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы (1 кор. 1, 4). от дел твоих покажи премудрость твою. и высокие умы нередко помрачали блеск своих великих дарований великими пороками. что ж после этого толку в уме, хотя и светлом, но не освященном светильником веры и благочестия? какая польза от современных наук, если они не научают главной науке — жить как должно, — по-христиански?

к чему послужит уменье говорить красно и бойко, если мы не будем уметь понимать, сколько возмо-жно, премудрость божию? справедливо сказал апостол павел, что одно телесное обучение мало полезно, а благочестие на все полезно, — и для жизни настоящей и будущей (1 тим. 4, 8).

еще более ошибаются те люди, которые полагают величие и славу в богатстве. правда, что богатым оказывают почести и уважение, приносят даже дань раболепного унижения; но дело в том, что вся эта мнимая честь воздается не им собственно, а богатству, которым они обладают, — не лицу, а вещи неодушевленной. лишись они богатства — и вся слава их тотчас же исчезнет, как дым. никто, конечно, не будет спорить, что чрез богатство можно все приобресть: и честь, и славу, и уважение, и любовь не только от людей, но и от самого бога, но тогда только можем приобресть все это, когда будем употреблять его на дела богоугодные, на благотворение бедным и страждущим. значит, не в богатстве честь, а в употреблении его на дела благие; не в золоте слава, а в добродетели золото. слава и честь только одним делающим благое, — говорит слово божие (рим. 2, 10).

© при использовании информации ссылка на сми
«информационное агентство екатеринбургской епархии»
(свидетельство о регистрации иа №11-1492 от 29.05.2003) обязательна.