Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов
Епископ Архангельский и Холмогорский Даниил совершил Божественную литургию в строящемся Михаило-Архангельском кафедральном соборе 1 января, в воскресенье. Архипастырю сослужило духовенство Архангельска.
По окончании богослужения владыка произнес проповедь, в которой поздравил всех с приближающимся праздником Рождества Христова. «Сегодня «открылись врата» Рождества, о чем свидетельствует Евангельское чтение. Евангелие от Матфея начинается с родословия Иисуса Христа, показывая, что Христос родился в роде Давидовом, среди Его предков были и люди, пораженные грехом. Господь не гнушался грешников, Он пришел, чтобы спасти и обновить всех. Каждый из нас – другой человек по сравнению с ветхозаветными людьми: у нас есть возможность преобразиться через участие в Таинствах».
Епископ Даниил отметил, что ранее человечество не знало столь близкого общения с Богом. «Потому языческому миру было непонятно, как Бог, некий Абсолют, спустился в этот мир и стал доступен страданию. Непонятно, как Бог может Себя так унизить, ведь каждый человек стремится избавиться от страданий и нищеты, болезней и уничижения. Как могут совместиться слава и уничижение?»
«Что изменилось с тех пор? – продолжил владыка, – Сейчас люди часто приходят к святыням не ради того, чтобы душа смогла исцелиться от страстей, соединиться в иной жизни с Богом. Человек идет к святыне, чтобы у него все было хорошо, чтобы не терпеть страдания, и не хочет вспоминать о Рождестве Христовом, когда Господь уничижил Себя, придя на эту землю. Люди хотят славы без креста. Но каждый из нас, становясь христианином, через страдания земные входит в Вечную жизнь».
«Мы с вами накануне Рождества, и должны осмыслить это событие не только умом, но и сердцем, – заметил архипастырь. – Оно имеет в богословии второе название: кеносис Божества. «Кеносис» переводится как «самоуничижение». Бог умаляет Себя ради того, чтобы исцелить человеческую природу. Но нужен и труд с нашей стороны. Сегодня в апостольском чтении мы слышали, как ветхозаветные праведники проходили через страдания. Также и наши соотечественники проливали кровь в лагерях, но Бог не выводил их из тюрем чудесным образом, а воздавал им в жизни вечной», – заключил епископ Даниил.