Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов
Епископ Архангельский и Холмогорский Даниил совершил Божественную литургию в домовом храме праведного Иоанна Кронштадтского при Северном (Арктическом) федеральном университете в день памяти этого святого, 2 января. Его Преосвященству сослужили настоятель протоиерей Евгений Соколов, секретарь епархии игумен Серафим (Степанов) и духовенство храмов епархии.
По окончании Литургии был также совершен молебен святому Иоанну. Затем владыка поздравил всех присутствующих с престольным праздником и произнес проповедь, в которой рассказал о подвиге Кронштадтского пастыря:
«Такое ощущение, что отец Иоанн родился не на земле, как мы, а сошел с неба, где видел нечто, нашим очам недоступное. Но его горение – это не просто дар Божий, но и огромный человеческий труд. Можно приводить много примеров. Его учеба в духовных школах: когда выпадали часы свободы, студенты уходили кто в город, кто чайку попить, кто-то просто собирался и обсуждал злободневные мирские вопросы. А чем же занимался в это время юноша по имени Иоанн? Сидел в классе и читал толкование святителя Иоанна Златоуста», - отметил епископ Даниил.
Как подчеркнул архипастырь, особым подвигом святого было ежедневное совершение Литургии: «Он не мог позволить себе прожить день, не причащаясь Святых Христовых Таин. А мы можем, потому что наша жизнь не соответствует Литургии, мы находимся в нижеестественном состоянии. Мы начинаем собираться, постимся, молимся, просим прощения, как бы поднимаемся на эту ступеньку, чтобы соединиться с Богом, а затем не удерживаемся и вновь спускаемся вниз. Отец Иоанн всегда был на этой высоте, и потому Божественная литургия, соединение со Христом были главным делом его жизни».
«Когда после претворения Святых Даров он клал поклон, то из его груди вырывались слова: «Велия благочестия тайна: Бог явился во плоти!», - продолжил владыка. - Он говорил это так, что все, кто окружал престол, чувствовали это, и мурашки бежали по спине. Действительно, здесь, на престоле, Сам Господь является во плоти, в хлебе и вине».
Все остальное время святой Иоанн отдавал своей пастве. Только для писем, которые приходили святому Иоанну со всей России и из-за рубежа, в Кронштадте было создано особое почтовое отделение: «Я вспоминаю Троице-Сергиеву Лавру: когда я был благочинным, одному иеромонаху мы поручили отвечать на письма. У него было несколько помощников, но он даже не мог ходить на все лаврские службы, не хватало времени и сил».
Иногда, рассказал епископ Даниил, святой Иоанн говорил своим помощникам, что нужно ответить, даже не распечатывая письма, а иногда просто возлагал на письмо руки и молился, и по его молитвам люди получали помощь.
«Святые угодники Божии – это такие же люди как мы, но они отдали свое сердце Богу полностью. Мы только приоткрываем – один совсем чуть-чуть, другой форточку, третий одну створку, редко кто откроет все окно своего сердца и будет всегда держать его так, не закрывая», - отметил архипастырь.
«Отец Иоанн был именно таким священнослужителем. Есть великие произведения Баха и Моцарта, по которым мы понимаем, что такое музыка. А благодаря святому Иоанну Кронштадтскому народ понял, что такое священство и что такое Божественная литургия. Он показал всем нам пример того, как нужно любить Бога, ближнего и как нужно молиться... Множество священнослужителей и мирян в 20-30-е годы не отреклись от веры, а пошли на страшные мучения, в лагеря, в тюрьмы – это взошли те семена, которые посеял Иоанн Кронштадтский. Они до конца прошли свой путь исповедничества, и ныне на небесах вместе с отцом Иоанном молятся о всех нас», - заключил владыка.