Рождественское послание Высокопреосвященнейшего митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора пастырям, инокам и инокиням и всем верным чадам Русской Православной Церкви Екатеринодарской епархии.
«Дева днесь Превечное Слово в вертепе грядет родити неизреченно: ликуй вселенная, услышавши, прослави со Ангелы и пастырьми хотящего явитися, Отроча Младо, Превечнаго Бога» (Кондак Рождества на 9 часе)
Поет ныне Святая Церковь и прославляет грядущего явитися в мир Превечного Бога, совершившего все, что требовала попечительность о человеческом роде, и в заключение всего – по слову свт. Иоанна Златоуста – даровавшего нам собственное Свое Пришествие, ибо вспомоществовал Он твари своей через патриархов, которых жития служили образцами и правилами для желающих следовать по стопам святых.
Так праздник Рождества Христова для многих из нас, оказавшихся в этой стремительно проносящейся жизни, полной забот, скорбей, испытаний, разочарований, – как дивное и совершенное чудо, – входит праздником светлым, радостным и бесконечно желанным. И наше ощущение близости Бога никогда не посрамится. И образ Богомладенца уже предстает перед взором каждого верующего сердца совершенно очевидно, несмотря на таинственность и прикровенность сего Божественного явления.
Мы мысленно представляем себе и тот таинственный покров южной зимней ночи, и сказочное мерцание небесных светил, и глубокую звенящую тишину. Мы находим, наконец, в сиянии множества говорящих звезд ту единственную загадочную «незнакомку», свет от которой ярким потоком струится, разливаясь над вертепом. В этом свете Вифлеемской звезды нам открывается вдруг все убожество одинокой храмины-пещеры, где мы различаем и младенческие ясли, и склоненную над Божественным Сыном Святую Деву Мать. И уже отступает все убожество обстановки, а перед нами – является царский чертог и прекрасное царственное Дитя в колыбели. Действительно же так бы нам желалось, но однако пришел Бог в образе смиренного раба, чтобы познали его и как Сына Человеческого.
«Днесь раждается от Девы рукою всю содержай тварь; пеленами, якоже земен, повивается, иже существом неприкосновенен Бог; в яслех возлежит утвердивый небеса словом в началех; от сосцев млеком питается, иже в пустыни манну одождивый людем; волхвы призывает Жених Церковный; дары сих приемлет Сын Девы. Покланяемся Рождеству Твоему Христе: покажи нам и Божественная Твоя Богоявления» (стихира Рождества). Церковь встречает на земле Превечного Бога, принесшего людям вышний благословенный мир, который несет в себе вечное совершенное благо. «Так люди по природе вожделевают прекрасного, – говорит свт. Василий Великий, – в собственном смысле прекрасно и достолюбезно благое, а благ – Бог, к Благому же все стремится, следовательно, стремится к Богу».
А что же мы в своем стремлении сможем принести Богу, ныне Рожденному в Вифлееме? Мы знаем, что пастыри в простоте сердца принесли Богомладенцу чистоту веры. Это они первыми услышали ангельскую небесную мелодию: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение», – и безоглядно поспешили к месту Рождения Христа.
А волхвы, ведомые звездой, от сокровищ своих принесли – земные дары и непреодолимое желание – поклониться Неведомому дотоле Богу.
Те и другие носили в сердцах своих в поколениях хранимую по пророчествам веру в обетование Пришествия Мессии Спасителя мира.
Мы же отдадим Ему свое любящее и благодарное сердце, помня Его же заветные слова: «Сыне, даждь ми твое сердце», ибо не требует Господь иного воздаяния, как только любви за дарованное Им спасительное благо. Любовь же как проявить? Сему научает нас тот же вселенский учитель: «Самое время призывает тебя к матери заповедей; позаботься особенно, чтобы не прошло для тебя даром это время торжища и купли, потому что время течет и не ждет медлительного; дни спешат и минуют ленивого. И как нельзя остановить течение реки, так невозможно удержать и времени... поэтому и заповедь, как нечто бегущее, держи и исполняй, взяв со всех сторон, и сжимай в своих объятиях».
Ему вторит, рассуждая о добродетелях свт. Иоанн Златоуст: «В любви вот что удивительно: к другим добродетелям примешивается зло; например, нестяжательный часто тем самым надмевается; красноречивый впадает в болезнь честолюбия; смиренномудрый часто тем самым превозносится в своей совести; а любовь свободна от всякой подобной заразы, ибо никто никогда не станет превозноситься перед любимым... любовь изменяет самое существо вещей и неразлучно приносит с собою все блага; она нежнее матери, щедрее всякой царицы; трудное она делает легким и удобным».
Как же нам проявить эту чистую и благословенную любовь? Добрые дела нужны – вот и любовь, и нет, пожалуй, ничего труднее, как любить и благотворить людям. Благочестивые предки наши так заповедали, что добро надо творить спешно, не отлагая. Как только пришла благая мысль – спеши, дабы не объявилась иная лукавая: дескать, можно и повременить! Вот и дело пропало.
Дорогие мои и возлюбленные, отцы-пастыри, братия и сестры, боголюбивые екатеринодарцы и все жители земли Кубанской, я сердечно поздравляю всех с великим и спасительным праздником Рождества Христова. Желаю насладиться торжеством нашей веры и в радости духовной, достойно провести дни рождественских святок, не забывая о самом важном: «быть всем для всех, дабы возлюбить много». А время святочное праздничное так же скоротечно и дано нам для добрых дел. Оглянитесь вокруг и вы непременно отыщите тех людей, кому нужна поддержка, внимание и забота.
Не только подарки к празднику, как это в основном принято, но более серьезная помощь в трудных жизненных обстоятельствах.
Снова мысленно возвращаясь к святому месту Вифлеемской пещеры, припадаем с любовью к священным яслям и возблагодарим Христа за Его предивное снисхождение от Горнего мира к юдоли земной ради нашего спасения.