господь много говорил о царствии небесном. первая его проповедь была о том, что оно приблизилось. он говорил, что царствие небесное надо искать прежде всего. он рассказывал притчи, где через земные подобия хотел дать какое-то понятие о царствии небесном, о том, кто может, а кто не может туда войти. речами о царствии небесном он и утешал, и предостерегал.
но вот пришло время, и господь сказал ученикам: 'истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят царствие божие, пришедшее в силе' (мк. 9, i). и 'по прошествии шести дней взял иисус петра, иакова и иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних. и преобразился пред ними, и просияло лице его, как солнце, одежды же его сделались белыми, как свет. и вот, явились им моисей, и илия, с ним беседующие'.
вот оно, царство небесное. посреди господь, как солнце, сияющий божественной славой, и в то же время — со своими дорогими человеческими чертами. с ним рядом два великих мужа. их уже давно нет на земле, но — вот же, они здесь, говорят с господом о сегодняшних и завтрашних делах, 'об исходе его, который ему надлежало совершить в иерусалиме' (лк. 9, 31). и трое учеников христовых от восторга только и могут выговорить: 'господи! хорошо нам здесь быть!' они не могут участвовать ни в их славе, ни в их беседе, но все равно хотят, чтобы это никогда не прекращалось. чтобы никогда не покидать этой дивной горы, петр предложил: 'если хочешь, сделаем здесь три кущи: тебе одну, и моисею одну, и одну илии'. поистине, 'не зная, что говорил', — добавляет евангелист.
но вдруг среди этого блаженства — 'облако светлое осенило их; и се, глас, из облака глаголющий: 'сей есть сын мой возлюбленный, в котором мое благоволение; его слушайте. и, услышав, ученики пали на лица свои, и очень испугались'.
ученики еще не прошли до конца пути верности отцу и послушания сыну, верности и послушания даже до смерти. поэтому они еще только зрители. им еще не открылся 'свободный вход в вечное царство господа нашего и спасителя иисуса христа'. но свет царства показан, чтобы запомнили на всю жизнь, и особенно — когда увидят господа распинаемым.
апостолу петру, может быть, только память об этом свете и не дала прийти в совершенное отчаяние после трехкратного отречения. он как никто понимал, насколько важно среди искушений хранить в сердце и эту фаворскую гору, и этот фаворский свет, и он писал христианам: 'я никогда не перестану напоминать вам о сем'. и петр всегда подчеркивал, что он проповедовал 'не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцем его величия'.
и нам надо помнить, как хорошо было на той горе петру, иакову и иоанну, и постоянно обращаться к этому свидетельству, 'как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день' господень, и не взойдет 'утренняя звезда' в сердцах наших.
а что это за утренняя звезда? — а вспомним, как однажды господь сказал, что 'не придет царствие божие приметным образом... ибо, вот, царствие божие внутрь вас есть' (лк. 17, 20-21).
в искушениях и подвигах наступает зрелость души, и свет преображения как бы прививается к ней, как бы становится ее собственным светом. и когда наступит день господень, такая душа уже не ужаснется голосу небесного отца, но наоборот: этот голос сделает радость ее совершенной. и вместо детского лепета вроде 'хорошо нам здесь быть' и 'сделаем три кущи', — вольешься в сонмы небожителей, которые от переполняющего блаженства 'ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят господь бог вседержитель, который был, есть и грядет' (откр. 4, 8).