7 сентября 2010 года в печатной и электронной версиях газеты «Комсомольская правда» в рубрике «Общество» была размещена заметка Сергея Медведенко «В Сочи вещи для погорельцев растащили бомжи».
В ней рассказывалось об очередной свалке вещей, собранных для пострадавших от пожаров. Теперь свалка была обнаружена на территории Свято-Троицкого храма Адлерского района г. Сочи. Новость тут же была подхвачена в Интернете и разлетелась по сайтам: «После скандала вокруг выброшенной гуманитарной помощи для погорельцев из Рязанской области и Мордовии подобный инцидент произошел под Сочи. Вещи, которые сердобольные граждане собирали всем миром, оказались брошенными во дворе Адлерской церкви, – пишет «Комсомольская правда».
Ее перепечатали NEWSru.com, она попала в Ежедневный выпуск главных новостей дня Russia in the World (http://www.riw.ru)… Регионы тоже не остались в стороне: Весь Новосибирск (gorodnovosib.ru), РегионСамара.ру (http://regionsamara.ru), Югополис (http://www.yugopolis.ru), Рязанский городской сайт (http://www.rzn.info) и многие другие. Один из сочинских сайтов просто посыпал голову пеплом в заголовке: «Помощь собрали зря» (http://sochiweb.ru). Заинтересовала она и вовсе уж не новостные порталы: сетевой журнал «Финанс» (http://www.finansmag.ru), Информационный портал о работе Государственной Думы ФС РФ (http://www.dumainfo.ru). При этом не уставал поражать эффект «испорченного телефона», когда журналисты очередного сайта еще и «усиливали» новость, и высказанное в заметке намерение передать собранные вещи в епархиальное управление Екатеринодарской и Кубанской епархии постепенно превращалось в отказ епархии принимать означенные вещи…
А на уральском сайте «Новотека» уточнили заголовок: «Помощь, собранная для погорельцев, досталась сочинским бомжам», и оживили материал кадром из «Нашей Раши», где в роли одного из «рублевских бомжей» снимается известный сочинец Михаил Галустян.
Думается, именно такое оформление этой новости и можно считать знаковым, потому что новость оказалась «постановочной», бьющей на художественный эффект. Особенно очевидно это, когда рассматриваешь внимательно фотографии, которыми «комсомолка» иллюстрировала свою подборку. А это была именно подборка из разных мест на тему, которую можно условно обозначить «Бездушие чиновников вокруг гуманитарной помощи для погорельцев». После вскрытых вопиющих реальных фактов халатности по отношению к погорельцам, СМИ стали «отрабатывать тему». Нужны были «жареные факты». А если их не было, почему бы не создать искусственно. Какие российские города знают в мире? Вот в этих-то городах и обнаружили новые свалки вещей. И олимпийский Сочи здесь оказался весьма притягательным объектом.
Корреспондент «КП-Кубань» Сергей Медведенко приложил немало усилий, чтобы найти чаемую сенсацию. И нашел. И на страницах газеты появилась фотография картонной коробки из-под телевизора, наполненной вещами, с подписью: «Буквально за час от огромной горы вещей, собранных сочинцами, бомжи оставили эту маленькую кучку». Только одно смущает: почему корреспондент не выложил свой часовой фоторепортаж, как бомжи растаскивают гуманитарку, а ограничился одним-единственным снимочком финальной сцены? Ладно, в газете нет места. Но на сайте-то можно было?
Достоверность информации придает интервью с настоятелем храма, благочинным церквей Адлерского благочиннического округа протоиереем Алексием Стаднюком. Приведу цитату полностью: «По словам Алексея Стаднюка, вещи прихожан складировали и когда их набралось достаточно, решили передать все в Кубанскую епархию. «Но нам сказали, что платья да босоножки не нужны, дескать, у людей уже достаточно одеяний. А вот от денег они бы не отказались, – пояснил Благочинный Адлерской церкви. – Кинули клич среди прихожан и насобирали 300 тыс. руб. Их и передали. А вот что делать с остальными пакетами? Пришлось бросить во дворе. Их разбирают бездомные – им ведь тоже нужно помогать! Я считаю – дело в плохой организации. После такого сердца у людей очерствеют. А виноваты будут в этом чиновники».
То ли у благочинного не все в порядке с логикой – почему за свалку во дворе храма должны отвечать чиновники, то ли у корреспондента не все в порядке с точностью воспроизведения. Чтобы не гадать, мы позвонили протоиерею Алексию Стаднюку, и вот что он нам рассказал.
Во дворе храма у него всегда стоит коробка для вещевых пожертвований. В церкви это дело обычное: особенно часто люди приносят вещи, оставшиеся от умерших. Эти вещи идут обездоленным, в том числе бомжам. Они приходят сюда постоянно, особенно много их к осени, и это понятно: впереди холода, и даже в Сочи иной раз можно замерзнуть. Так было в начале сентября, так было в начале августа, так было в начале июля и в иные месяцы и годы. Разве что коробка была другая – они ведь ветшают. Может быть, в конце августа пожертвований было больше обычного: несмотря на то, что настоятель сбор вещей не объявлял, люди стали приносить вещи для погорельцев. Пришлось объяснять, что вещевые пожертвования уже не нужны, что Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви вывесил список действительно необходимого на своем сайте. А деньгами было собрано около 300 тысяч рублей, которые ушли по назначению.
В этой истории есть еще один персонаж – возмущенная прихожанка Светлана Игнатова. К сожалению, ее поиски не дали результатов. Странно, что ее смог обнаружить корреспондент, но не смогли найти прихожане Свято-Троицкого храма. Адлер ведь очень невелик, там почти все знакомы, особенно те, кто объединились вокруг Чаши Христовой. А тут – ни настоятель, ни постоянные прихожане знать не знают о Светлане Игнатовой, о которой в «Комсомолке» уделили значительное место: «Я сама покупала теплые вещи, недорогую, но добротную обувь, все упаковала, подписала и отнесла в местный храм, – рассказала жительница Адлера Светлана Игнатова. – А тут прохожу мимо и вижу – все эти тюки свалены в кучу. И над ними уже, как коршуны, бомжи кружат...». Странная характеристика – «местный храм». И еще более странное для православной христианки немилосердие – «как коршуны, бомжи кружат».
Горький осадок остался от публикации. И не только у духовенства (сочинские благочинные сочувственно поздравляли о. Алексия «с почином», потому что почти каждый из них за последние годы был жертвой какого-нибудь недобросовестного журналиста), но, главным образом, у тысяч кубанских прихожан, которые откликнулись на чужую беду. У тех, кто приходил волонтерами в Александро-Невский войсковой собор г. Краснодара, куда стекалась вещевая помощь со всей епархии, и сортировал и паковал вещи. В результате их стараний были отправлены два большегруза с вещами – во Владимирскую и Рязанскую области. У тех, кто жертвовал деньги – через свои благочиния или напрямую – смс’ками. Их усилиями денежная помощь погорельцам со стороны Екатеринодарской и Кубанской епархии уже превысила два миллиона шестьсот тысяч рублей.
***
7 сентября 2010 года Интернет смаковал тему свалки во дворе Адлерской церкви, бичевал и обличал бездушных чиновников, возмущался, что гуманитарная помощь идет бомжам. В тот же день, 7 сентября, газета «Аргументы неделi», со ссылкой на РИА-Новости, опубликовала на своем сайте совсем иной по тональности материал.
РПЦ раздаст малоимущим одежду, не пригодившуюся погорельцам
7 сентября 2010, 19:45 [ «АН-online» ]
Русская православная церковь (РПЦ) раздаст собранную для погорельцев, но уже больше им не нужную одежду малоимущим гражданам и создаст в каждой епархии склад для пожертвованных вещей.
«Передача одежды малоимущим оправдана, это часть социального служения Церкви. Если погорельцам уже не требуется одежда, ее необходимо передать тем, кому она действительно нужна», – цитирует РИА Новости пресс-секретаря Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению РПЦ Василия Рулинского.
По его словам, в каждой епархии появится склад для пожертвованных вещей. «Пока планируется создание такого склада, но на это нужно время. В Синодальном отделе в ближайшее время появится подобный склад», – сказал пресс-секретарь РПЦ, добавив, что все нуждающиеся смогут в любой момент прийти и получить совершенно бесплатно одежду.
С 1 августа Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению отправил в регионы 305 машин с гуманитарной помощью».