престольный праздник и новое имя к 20-летию обители милосердия
25 сентября 2010 года русская православная церковь празднует перенесение мощей святого праведного симеона верхотурского, чудотворца (1704 г.). это престольный праздник свято-троицкой обители милосердия п. саракташ. «немного найдется святых в нашем месяцеслове, память которых совершается трижды в год» – сказал в своей проповеди настоятель обители протоиерей николай стремский. действительно, память праведного симеона празднуется 25 сентября, 31 декабря (прославление прав. симеона верхотурского, 1694 г.) и с недавнего времени – 25 мая (второе обретение мощей, 1992 г.). немого найдется и на нашей, оренбургской земле, храмов освященных в честь этого святого, так почитаемого на урале и в сибири, – всего один храм в саракташе! по традиции накануне вечером и в самый день праздника на богослужение в храм праведного симеона приезжают священнослужители и прихожане из близлежащих храмов, друзья обители. на вечернем богослужении читается акафист праведному симеону, а утром перед литургией совершается молебен с освящением воды. на божественной литургии причащается святых христовых таин практически, каждый прихожанин, а по окончании литургии вокруг храма идет крестный ход с иконами и святыми мощами праведного симеона. так было и в этом году. только сам год для обители необычный – это год двадцатилетия с ее основания, в двадцатый раз 25 сентября отмечается здесь престольный праздник, а сама обитель в связи с перерегистрацией всех приходов рпц, обрела новое имя. теперь это свято-троицкая симеонова обитель милосердия. саракташская обитель, как ее многие называют, стала заметной точкой на духовной карте и россии, и мира. сюда едут паломники не только из оренбурга и области, но и многих городов россии, ближнего и дальнего зарубежья. по записям в книге отзывов церковно-исторического музея обители можно судить и о географии паломников, и о той благодатной помощи, которую они получают после молитв здесь. в проповеди по окончании крестного хода настоятель обители протоиерей николай стремский напомнил прихожанам о том, каким был праведный симеон верхотурский – а был он скромным, не искал славы и похвалы от людей. отец николай также коротко рассказал о судьбе храма праведного симеона в саракташе – освященном при епископе оренбургском и бузулукском михаиле (воскресенском) в 1958 г., но почти тут же, в 1961 г., закрытом, вновь переданном верующим в 1989 г. и освященном в 1992 г. митрополитом оренбургским и бузулукским леонтием (бондарем, †1999). в 2001 г. на месте старого, ветхого храма начали возводить свято-троицкий собор с двумя храмами. нижний, в честь праведного симеона верхотурского, был освящен митрополитом оренбургским и бузулукским валентином в 2007 г. теперь и в названии обители есть имя этого праведника. настоятель поблагодарил всех священнослужителей обители и близлежащих храмов – многие из них начинали свое служение именно в стенах храма праведного симеона в саракташе и призвал все прихожан активнее посещать храм, и приводить сюда своих чад, домочадцев, соседей и друзей: «чтобы в память праведного симеона был храм полный, потому что праведный симеон готов просить господа бога нашего о нашей с вами просьбе, готов быть нашим ходатаем перед господом богом, потому что он угодил ему своей чистотой, своей святостью и своей невинностью, своей праведностью, мои дорогие! и мы будем в меру своих возможностей и с помощью господа бога подражать ему, насколько это возможно. всех вас с праздником праведного симеона, всех вас с юбилеем обители, и да хранит вас бог на многая и благая лета!».
справка: житие святого праведного симеона верхотурского, чудотворца
праведный симеон родился в европейской россии около 1607 года в благочестивой дворянской семье. с раннего возраста симеон начал стремиться к богомыслию и душеполезным подвигам. ища уединения, он решился покинуть свою родину. выбор его пал на сибирскую страну, незадолго до того присоединенную к россии, куда едва только начинал проникать свет христианского учения. святой симеон поселился в селе меркушино, отстоявшем в верстах пятидесяти от города верхотурья и расположенном на берегу реки туры. окрестности села отличались величественно-прекрасным видом, располагающим к богомыслию. в меркушино был и храм во имя святого архистратига божия михаила, в который любил ходить праведный симеон. симеон в меркушино переходил из дома в дом, занимаясь портняжничеством. обыкновенно деревенские портные шьют одежду в домах своих заказчиков. симеон шил большей частью «шубы с нашивками». с особенной любовью он занимался работою на бедных людей, с которых отказывался брать плату за свои труды. он считал вполне достаточным для себя вознаграждением кров и пищу. чтобы избежать оплаты, праведный симеон, не докончив немного работы, нередко рано утром, уходил из дома и водворялся в новом месте. за это нередко приходилось ему переносить оскорбления и даже побои, и праведник переносил их терпеливо, как вполне заслуженные. другим любимым занятием праведного симеона было ужение рыбы. для этого он уходил из меркушино верст за десять в уединенное место и садился с удочкой в руках под развесистой елью. ель в настоящее время не существует, но камень, на котором сиживал праведник, сохранился. страдая болью живота, вероятно от чрезмерного воздержания, симеон скончался в 1642 году, около тридцати пяти лет от рождения. жители села меркушино, питавшие глубокое уважение к праведнику, с честью похоронили останки его у приходской михайло-архангельской церкви. со временем праведный симеон был совершенно забыт. но в 1692 году гроб праведника с нетленными останками его, видимыми сквозь щели гробовой крышки, стал восходить от земли и появился поверх могилы. это привело меркушинцев к выводу, что погребенный есть муж праведный и богоугодный; но как имя этого праведника, никто из них не знал. вскоре от мощей праведника стала истекать благодать исцелений, и это окончательно убедило меркушинцев в его святости. в 1695 году тобольский митрополит игнатий отправился в верхотурье. игумен долматовской обители исаак доложил преосвященному о восходящем гробе. владыка отправился в меркушино. это было 18 декабря 1695 года. отслужив литургию, митрополит игнатий в сопровождении священников и диаконов торжественно отправился к гробу праведника. гроб был открыт, и в нем было обнаружено совершенно нетленное тело. указуя на святые мощи, преосвященный произнес: «это, точно, некоторый новый святой, как алексий или иона, митрополиты российские, или чудотворец сергий радонежский, поелику такого же, как и эти святые чудотворцы сподобился от бога нетления!» над гробом праведника совершена была лития, после чего митрополит игнатий подошел к собравшемуся народу и спросил, не знает ли кто имени погребенного здесь праведника. тут выступил один семидесятилетний старец афонасий и сказал о праведнике следующее: «житие его было доброе, и муж добродетельный, из российских городов отечество его, и дворянской породы, пришельцем странствовал в верхотурском уезде; ремесло же его было – шить портное и шубы с нашивками хамьянными, или ирхами: притом послушлив и услужлив, и к богу прилежен, и в церковь на молитву и службу божию в обыкновенное время ходил; болен же был чревом, а имени его сказать не упомнит...». выслушав это, игнатий предложил собравшемуся народу усердно молить господа, дабы он открыл имя новоявленного праведника. и митрополиту, священнику и одному иноку было открыто во сне, что имя новоявленного угодника божия – симеон. между тем, чудеса и явления праведника продолжались. судя по этим явлениям, праведный симеон был молодым человеком, лет 25, светло-русым, с добрыми глазами и приятным голосом. всеобщее уважение и благоговение к нетленным останкам праведного симеона побудили перенести мощи его в верхотурье, в николаевский монастырь. перенесение мощей состоялось 12 сентября (25 по н. ст.) 1704 года. с этого времени и начали именовать симеона «верхотурским». гроб, в котором был похоронен праведный симеон, оставлен был в селе меркушино, но сгорел в xix столетии. над могилой праведного симеона долго стояла деревянная часовня, потом была построена каменная. из могилы праведника истекает источник чистой воды. множество богомольцев служат там молебны и берут с собою землю с могилы и воду из источника, ибо они исцеляют различные недуги. особенно часто по молитвам праведного симеона исцеляются болезни ног и глаз. благодаря многочисленности чудодейственных исцелений, имя праведного симеона стало известно на далекое расстояние от верхотурья. множество богомольцев стекалось к могиле праведника и в николаевский монастырь для поклонения святым мощам угодника божия. в начале хх века был выстроен прекрасный крестовоздвиженский собор, в который в 1914 году были торжественно перенесены мощи святого. целая книга была составлена из свидетельств и сообщений о чудесных явлениях помощи божией по молитвам праведного симеона. в 1917 году мирное течение благочестивых лет и богослужений в россии было нарушено, храмы разрушены, монастыри закрыты, мощи изъяты, осквернены и переданы в музеи. лишь благодаря празднованию 1000-летия крещения руси, 25 мая 1988 года, мощи праведного симеона были переданы свердловской епархии. в память этого события в 2001 году было установлено празднование второго обретения мощей. а 24 сентября 1992 года мощи были возвращены в верхотурский николаевский мужской монастырь, в котором ныне и почивают. храм михаила архангела в меркушино отстроен заново.