Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

6 октября в крестовоздвиженский храм г. рязани из свято-успенского вышенского женского монастыря был принесен чудотворный образ божией матери 'казанская'. икона будет пребывать в храме с 6 по 22 октября и с 25 октября по 11 ноября 2010 года.

/смотреть фотографии/

о вышенской иконе божией матери 'казанская'

казанская вышенская икона божией материвышенская икона казанской божией матери есть точная копия с чудотворного образа, обретенного 8 июля 1579 года в городе казани. кем и когда сделана сия копия, неизвестно. несомненно только, что происхождение ея древнее. лик богоматери на чудотворной иконе вышенской прекрасного греческого письма. он темного колорита. самые ранние сведения о ней восходят к началу xix столетия, а именно к 1812 году. из уст в уста сохранилось следующее сказание, проясняющее, каким образом эта икона явилась главной святыней вышенской обители и стала называться казанской вышенской.

сия икона была родовою иконою московских дворян аденковых, которые благословили ею дочь свою марию ивановну на семейную жизнь. после смерти мужа молодая вдова, следуя своему давнему влечению, поступила в московский зачатьевский алексеевский женский монастырь. настал всем памятный 1812 год. россия потрясена была нашествием французов. в сентябре они вступили в москву. многие покидали в то время первопрестольную. послушница мария аденкова решила навсегда оставить москву и отправилась в тамбовский вознесенский девичий монастырь, взявши с собой из всего имущества лишь заветную святыню свою – икону божией матери.

при отсутствии железных дорог весь длинный путь (440 верст) ей предстояло совершить на лошадях. ямщик, везший ее, заподозрил у нее большие деньги и решил ими воспользоваться. он свернул лошадей с дороги. мария ивановна, понявши какая ей грозит опасность, со всею горячностью сердца своего обратилась с молитвою к царице небесной, прося ее защиты, и услышала в ответ: «не бойся, я твоя заступница». мария ивановна воспрянула духом, а ямщик внезапно был поражен слепотою. но он тут же раскаялся, исповедав перед марией ивановной свой преступный замысел, и просил у нее прощения.

после краткой усердной совместной молитвы пред иконой божией матери о помиловании, ямщик прозрел, и, с чувством глубокой благодарности к богу и царице небесной, а также искреннего уважения к своей спутнице, благополучно доставил ее в вознесенский женский монастырь. мария ивановна приняла в этом монастыре пострижение с именем мон. миропии. она продолжала икону хранить у себя, как драгоценную святыню. но царице небесной неугодно было избрать местом пребывания своего честнаго образа тамбовский вознесенский женский монастырь.

за несколько лет до смерти мон. миропия передала его в другой монастырь. сама матерь божия в сонном видении указала миропии, как на свой земной удел, на вышенскую пустынь шацкого уезда и повелела вручить свою икону этой обители на вечные времена, что послушная монахиня с радостию исполнила 7 марта 1827 года, передав чудодейственную святыню через протоиерея села конобеева шацкого уезда, димитрия афанасьевича конобеевского. вскоре благочестивая монахиня передала в ту же вышенскую пустынь и другую свою святыню – сребропозлащенный крест с частью крови святого пророка, предтечи и крестителя господня  иоанна и с частицами мощей: святого апостола и евангелиста матфея, святителя василия великого  и святителя спиридона, тримифунтского чудотворца. этот крест мон. миропия собственноручно возложила на икону казанской божией матери 25 ноября 1829 года. в таком виде святая икона стала дорогим сокровищем обители, лучшим ее украшением и громкою славою не только среди окрестных жителей, но и по всей обширной тамбовской епархии и даже далеко за пределами ее.

в период времени от 1827-ого года до 1846-ого икона была известна только окрестным жителям и пользовалась среди них уважением, как чудотворная. через местных жителей известность иконы возросла, и к концу 40-х годов слава о ней  распространилась по многим городам и весям. много документов свидетельствуют об ее чудодействиях среди жителей г. спасска тамбовской губернии, г. сапожка рязанской губернии, г. харькова, г. ломова  пензенской губернии, а также среди жителей шацкого, спасского, моршанского, елатомского уездов.

с распространением славы иконы, как чудотворной, увеличилось число богомольцев и паломников, желающих поклониться образу богоматери и потому во множестве притекающих в монастырь. успенская церковь не вмещала всех. к 1832 году появилась необходимость, а вместе с тем и возможность приступить к постройке большого летнего собора в честь казанской иконы божией матери, ибо приток средств и жертв благодаря почитанию иконы был велик. в нем, после освящения в 1844 году, икона в летнее время поставлялась в главном приделе, слева от царских врат, в середине иконы коронования божией матери. перед ней горела неугасимая лампада. временами она особенно ярко вспыхивала, разливая по всему храму чудный свет, «подобный бывающему во время всенощного бдения двунадесятого праздника от многого возжжения  свеч». этот свет по свидетельству многих бывал обычно ночью, когда храм был заперт.

особенное почитание и громкую славу икона приобрела в 1853-ем и в 1871-ом годах после неоднократных избавлений жителей шацка, моршанска и тамбова от свирепствовавшей эпидемии холеры. как только люди понимали, что врачебное искусство бессильно в борьбе с этой страшной болезнью, они тотчас вспоминали, что у них есть заступница, чудная икона казанская вышенская, «ея же ради слепии прозирают, хромии ходят, расслаблении возстают…людие от смертоносныя язвы избавляются…». и просили о принесении чудотворного образа в их грады и домы. картина встречи святой иконы, по словам тогдашних очевидцев, не поддается никакому описанию: приветствовать дорогую святыню выходили буквально все, кроме дряхлых стариков и малых детей. молебное пение, прерывистые рыдания, глубокие вздохи, возгласы молитвенного обращения к царице небесной – все  сливалось в какой-то общий молитвенный стон…

и матерь божия не замедляла посылать молящимся благодатную помощь и избавление.

в воспоминание благодатных посещений иконою городов – шацка, моршанска и тамбова – и многочисленных избавлений жителей этих городов от смертоносные язвы благодарные и усердные почитатели ходатайствовали перед святейшим синодом о том, чтобы чудотворная икона сия приносима  была  в их грады для поклонения ежегодно на определенные сроки. начиная с 60-х годов, икона ежегодно в апреле-мае пребывала в шацке, в июле месяце – в моршанске. с 1877 года она стала путешествовать в тамбов. с 1891 года крестный ход с иконою ежегодно посещал город кирсанов, а с 1889 года жители городов козлова и борисоглебска получили разрешение святейшего синода на пребывание у них чудотворной иконы в сентябре и октябре также – ежегодно.

и так к 90-м годам восемь месяцев в году казанская вышенская икона божией матери путешествовала из города в город, всюду «неоскудную милость источая».

но и возвратившись из путешествия, святыня не остается надолго в обители, а почти постоянно берется частными лицами в свои дома с благословения настоятеля архимандрита аркадия, иногда  и неблизко.

на зиму икона помещалась в теплый успенский храм за правым клиросом в середине большой иконы, изображающей обстоятельства обретения чудотворной иконы богоматери 8 июля 1579 года. после освящения теплого собора в честь рождества христова в 1890 году икона поставлялась в нем справа от алтаря на аналой, особо для этого сделанный и огражденный железною решеткою. во время отсутствия чудотворной иконы на ее место поставлялась копия с нее, одинакового размера с подлинною, в сребропозлащенный ризе и с крестом на ней. подлинная же икона украшена сребропозлащенною ризою с драгоценными камнями, что является даром помещика сергея кирилловича нарышкина. вделана она в сребропозлащенный киот, пожертвованный в благодарность за избавление от холеры тамбовскими гражданами в 1872 году. впоследствии удалось украсить икону ризою из чистого золота, осыпанною драгоценными камнями, и соорудить  на нее весьма ценную киоту из чистого серебра благодаря усердию почитателей.

тамбовцы пожелали иметь у себя в городе постоянно копию с иконы казанской вышенской, для чего выстроили в 1871 году часовню на базарной площади города тамбова в благодарное воспоминание чудного явления милости божией чрез святую икону.

в 1918 году в селе конобееве верующие  устроили молебствие и крестный ход с иконой: вспыхнула испанка, укладывавшая всех подряд. чк арестовала батюшку, возглавлявшего это молебствие, его всячески изобидели, икону же конфисковали: золотую ризу с камнями сорвали и всячески над иконой глумились, безумные, бросили ее под ноги и плевали на пречистый лик богоматери. беззащитные бабы, старики, ребятишки под пулеметным огнем пошли стеной «выручать божию матерь». пулемет косит по рядам, а они по раненым лезут напролом, кричат: «матушка, заступница, спаси, помилуй, все за тебя ляжем».

использованы материалы сайта свято-успенского вышенского монастыря