Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов
«Православный бизнесмен» – это словосочетание вызывает у многих только ироничную улыбку. Возможно ли в наше время вести экономическую деятельность, основываясь на Библии, а главное, для чего это делать, если цель любого бизнеса в первую очередь – достижение прибыли, а вовсе не исполнение заповедей? О том, какое место в жизни делового человека занимает Священное Писание и его устои, на очередном заседании Антикризисного клуба рассуждали практикующие бизнесмены, священники екатеринбургских храмов и члены православных общин города.
«Я сам не так давно начал заниматься бизнесом, уже будучи православным, и мне важно, насколько направления моей деятельности отвечают библейским заповедям», – пояснил молодой предприниматель Дмитрий Доник.
«Я знаю, что евангельские принципы действительно работают, мне бы только хотелось понять, как это происходит», – заметил другой бизнесмен, Сергей Соколов.
Заместитель руководителя Молодежного и Миссионерского отделов Екатеринбургской епархии Иннокентий Григорьев рассказал собравшимся о точке зрения Церкви на труд, собственность и богатство: «С христианской точки зрения труд сам по себе не является безусловной ценностью. Он ценен, когда являет собой соработничество Господу и способствует исполнению Его замысла о мире и человеке. Труд, направленный на служение эгоистическим интересам или на удовлетворение греховных потребностей духа и плоти, не богоугоден».
Иннокентий Николаевич отметил, что в Социальной концепции Русской Православной Церкви выделены два нравственных стимула к труду: трудиться, чтобы питаться самому, никого не отягощая, и чтобы подавать нуждающемуся.
Руководитель Молодежного и Миссионерского отделов Епархии священник Александр Сандырев отметил, что евангельский призыв «раздать имение нищим» – это и есть наиболее эффективный способ вложения денег: «Нигде в Библии не указано, что бедность спасает сама по себе. Богатство же с Божией помощью может стать средством спасения, если распоряжаться им богоугодно».
В своем выступлении отец Александр проанализировал разные экономические модели, начиная от рабовладельческого общества и заканчивая современным капитализмом.
«В первую очередь нужно не модернизировать страну, а развивать культуру, чтобы появились культурные носители, способные вести свою деятельность, основываясь на нравственных нормах. Ведя бизнес, невозможно не опираться на Евангелие», - заметил батюшка.
По словам другого священнослужителя, настоятеля екатеринбургского храма в честь Вознесения Господня протоиерея Николая Малеты, «мы должны оценивать свою жизнь с точки зрения вечности и думать не только о том, что мы делаем, но и как мы это делаем. Труд сам по себе суетен, и не вменяется ни во что. Поэтому, занимаясь любой работой, мы должны думать в первую очередь об отношении к другому человеку».
После основных выступлений началась дискуссия, в ходе которой обсуждались экономические системы разных стран и их влияние на успешность бизнеса. Выяснилось, что христианские принципы являются основой для нормальной, стабильной и безопасной экономической ситуации в обществе в целом. Так, чем больше бизнесменов будут осуществлять свою деятельность на нравственных основах, тем больше все участники рынка могут быть уверены в порядочности контрагентов, в соблюдении своих прав, тем более защищёнными могут себя чувствовать рядовые предприниматели.
Об этом свидетельствует опыт русского купечества, которое всегда отличалось набожностью и благородством. В старой России купцу, который слыл добропорядочным и честным, могли выдавать ссуды, поставлять товары в обмен на одно только обещание оплаты, словом, ему было гораздо легче вести дела.
Участники встречи получили ответы на волновавшие их вопросы и сошлись во мнении, что одной встречи для обсуждения столь важных тем явно недостаточно.
«Цель труда – спасение человеческой души, которой не стоят все богатства мира», – подытожил отец Николай Малета.