Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

Адрес новости: http://www.orthedu.ru/eparh/2594-10.html
«алло! на проводе – православный телефон доверия»

11 октября 2010 года, по благословению архиепископа новосибирского и бердского тихона, протоиерей борис свинин – руководитель епархиального отдела по церковной благотворительности и социальному служению, возглавил молебен новосибирского духовенства перед началом работы епархиальной телефонной службы социальной помощи «содействие».


а вечером того же дня были приняты первые звонки по епархиальному телефону доверия. с тех пор ежедневно, кроме субботы и воскресенья, с 18 до 21 часа десять новосибирских священников по очереди дежурят у телефона и по мере своих сил пытаются отвечать на вопросы новосибирцев.
сразу после того, как владыка назначил меня духовником организуемой епархиальной консультационной службы «содействие», пришлось услышать много предположений и суждений по поводу этого начинания. все эти предположения и суждения можно обобщить в виде трех заявлений:

1. да, епархиальный телефон доверия – это полезное и необходимое дело. народ наш нуждается в воцерковлении, большинство людей не знает основных истин православной веры и часто имеет извращенное понятие о духовной жизни. поэтому будет очень хорошо, если священники станут отвечать на вопросы новосибирцев по телефону.

2. стоит ли все это затевать? чаще всего по телефону к священнику будут обращаться психически нездоровые люди и любители отгадывать кроссворды. священнику придется думать о том, как называется высший орган церковной власти из пяти букв, вторая из которых «о», или вспоминать имя императора, пытавшегося реанимировать язычество в римской империи.
3. зачем вообще приставать к батюшкам с какими-то вопросами? священники и так обо всем говорят в проповедях. в церкви не должно быть никаких праздных вопросов. там уже все решено святыми отцами и соборами. иди в приходскую библиотеку и читай, обо всем давно написано.
прошло уже два месяца, как по епархиальному телефону доверия был задан первый вопрос священнику. всего с 11 октября по 4 декабря к нам обратилось 430 человек. можно подвести некоторые итоги и ответить на вышеприведенные заявления.

начнем с третьего тезиса. должен заметить, что совершенно согласен с утверждением о полезности посещения приходской библиотеки и любой другой библиотеки. но сложность положения заключается в том, что многие новосибирцы, в том числе даже те, кто бывает в храмах, не подозревают о существовании приходских библиотек. поэтому очень обрадовало, когда на одном из дежурств меня спросили, как ознакомиться с толкованием на евангелие, и я отослал вопрошающего в библиотеку вознесенского кафедрального собора.

действительно, церковные догматы выработаны соборами, и святые отцы оставили нам великую сокровищницу опыта своей духовной жизни. но каждое новое поколение воспринимает это великое наследие по-своему. поэтому у человека, только стоящего возле церковных врат или уже сделавшего первые шаги в жизни церковной, всегда возникают вопросы, требующие разрешения.

в истории церкви есть множество примеров того, как ученик спрашивал, а опытный духовный учитель отвечал. и многие из этих вопросов и ответов дошли до нас. например, ответы на вопросы учеников преподобных варсонофия великого и иоанна. в xix веке люди, имеющие нужду в духовном попечении и наставлении, задавали вопросы известным подвижникам и получали от последних письменные ответы. до нас дошло множество томов писем оптинских старцев, святителя феофана затворника, адресованных разным лицам, задававшим им вопросы. разумеется, священники, дежурящие по вечерам у епархиального телефона доверия, не мнят себя старцами и не сравнивают себя ни со святителем феофаном, ни с преподобными варсонофием и иоанном. но и вопросы, нам задаваемые, еще не достигли той духовной высоты, которая содержалась в вопрошаниях, обращенных к этим святым отцам. пока нас спрашивают об элементарных вещах. но наличие таких вопросов у новосибирцев – явление симптоматичное. народ, получающий познания и жизненные ориентиры от средств массовой информации и, прежде всего, с экранов телевизоров, часто не знает самого простого, касающегося жизни во христе и в церкви.

что касается второго опасения, то должен заметить, что любители кроссвордов к нам не обращались. люди же, в состоянии психического здоровья которых мы могли бы сомневаться, звонили редко, но и им священники из нашей службы пытались ответить.
двухмесячный опыт работы епархиальной телефонной службы социальной помощи «содействие» показывает верность первого тезиса о необходимости этого начинания.

как правильно молиться и читать священное писание, каков порядок венчания, как готовиться к исповеди, где находится ближайший храм, каким образом можно пригласить священника к больному, какую помощь может оказать церковь лицам, употребляющим наркотики, и алкоголикам, как помочь родственникам, попавшим в секту, как записаться в приходскую школу, кто может быть восприемником при крещении, возможна ли исповедь по телефону или интернету, когда и какой церковный праздник будет в ближайшее время, каковы особенности рождественского поста – вот далеко не полный перечень того, что интересует людей.

иногда звонившие высказывали свои пожелания. одна женщина считает, что необходимо ввести систему православного религиозного образования во всех детских домах, школах и пту. звонившие просили восстановить православные телевизионные программы на общедоступных каналах телевидения, а не только на кабельном. высказывалось пожелание провести встречу со священником в одном из учебных заведений новосибирска.

очень хотелось бы, чтобы те, кто нам звонил и задавал свои вопросы, не ограничивались только таким телефонным общением со священником. пусть каждый придет в свой храм, станет постоянным прихожанином. было бы хорошо, если бы в каждом приходе имелось место для общения с батюшкой. пусть для начала час–полтора в неделю. но чтобы время этого приема священником прихожан было четко обозначено и неукоснительно соблюдалось.

orthedu.ru / протоиерей виталий бочкарев,
духовник епархиальной телефонной службы социальной помощи «содействие»
нев №5 (91)

(голосов: 1)

версия для печати просмотров: 80

Яндекс.Метрика