Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

Рождественское послание Высокопреосвященного Иоанна, архиепископа Белгородского и Старооскольского, пастырям, монашествующим и благочестивым мирянам Белгородской и Старооскольской епархии

06-01-2011

«…и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына,
и наречешь Ему имя: Иисус.
Он будет велик и наречется
Сыном Всевышнего» (Лк. 1, 31-32)


Возлюбленные о Рождшемся Господе
досточтимые пастыри, честные иноки и инокини,
благочестивые миряне, живущие на просторах Святого Белогорья!


Ныне в святую Рождественскую ночь, когда в Вифлеемской пещере соединились Небо и Земля, открылась великая тайна Божия: «Бог явился во плоти» (1 Тим. 3, 16). Об этом событии Евангелие сообщает нам очень просто: «Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода» (Мф. 2, 1) и спеленала Его Пресвятая Дева Мария и положила Его «в ясли, потому что не было им места в гостинице» (Лк. 2, 7).

Трудно себе представить и ответить на вопрос – как человеческий мир, который знал о грядущем рождении Спасителя через проповедь пророков и небесные знамения, не встретил Богомладенца Христа? И почему силы зла в лице царя Ирода Великого были готовы к этой встрече, чтобы уничтожить Его? Ведь волхвы, пришедшие в Иерусалим, расспрашивали: «где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему» (Мф. 2, 2). Но никто не заинтересовался этим необычным посольством, кроме властолюбивого Ирода, никто не оставил своих повседневных забот и не отправился с восточными мудрецами на поиски родившегося Спасителя.

Во время рождения Христа люди много рассуждали о том, как Он придёт на землю, как изменит этот мир, как даст блага одним и накажет нечестивых. В этих рассуждениях и спорах многие оттачивали своё красноречие и умение убеждать. Однако ведя эти бесконечные дискуссии, наслаждаясь собственной значимостью, человеческий род не заметил, как пришёл Христос. Поэтому в Евангелии от Иоанна мы находим ответ на вопрос – почему Спаситель родился в Вифлеемских яслях, т.е. в кормушке для скота, – Он «пришел к своим, и свои Его не приняли» (Ин. 1, 11).

В Рождественскую ночь лишь Дева Мария Пресвятая Богородица своей любовью согрела Богомладенца и ангелы призвали простых пастухов и праведного Иосифа поклониться Ему. В небесах звучала ангельская песнь: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» (Лк. 2, 14). Но эту песнь не слышали те, кто ожесточенно спорил о том, как совершится Боговоплощение, потому что в их сердцах не было места для Христа. И именно о них сказал Господь: «приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня» (Мф. 15, 8) и «Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф, 7, 21).

Современный мир, наполненный высочайшими достижениями научных открытий и технологий, всё больше отдаляется от Вифлеемских яслей. Но как только случаются природные катастрофы, которые невозможно спрогнозировать и распознавать отделившись от Откровения Божия, человечество обращается к Богу. Во второй главе книги Бытия говорится о богоустановленных отношениях между человеком и всем остальным творением: «И взял Господь Бог человека, [которого создал,] и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его» (Быт. 2, 15).

Когда беспощадно эксплуатируется земля и никто не печётся о её сохранности, в мире разрушаются гармония и красота и попирается достоинство всего творения. Господь воплотился, чтобы избавить человека от осуждения греха и смерти. После грехопадения Адама в раю Бог не проклял человека, а сказал: «проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее» (Быт. 3, 17). В Рождественскую ночь земля обрела мир и вернула своё достоинство быть соработницей Божией в деле сотворения всего живого, когда Бог призвал её в третий и пятый день творения видимого мира словами: «да произрастит земля зелень» (Быт. 1, 11), «да произведет земля душу живую» (Быт. 1, 24). И человеческий род в Боговоплощении обрёл благую волю – стремление ко спасению, к совершенствованию в любви к Богу, ближнему и всему творению.

Но спросим себя: как наша благая воля проявляется в современном мире? Равнодушие и жестокость, обесценивание человеческой жизни, культ успеха в жизни любой ценой, насилие над слабыми и беззащитными – всё это наша реальность. Но как остановить это безумие? Есть только один путь: подчинить свою волю воле Божией и стремиться исполнять Его заповеди. В молитве Оптинских старцев есть замечательные слова: «Господи, … руководи моею волею и научи меня каяться, молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать, благодарить и любить всех». Если мы будем каждый день начинать с этой молитвы, то в нашем мире Свет одолеет тьму, ведь с нами Бог!

Возлюбленные о Рождшемся Господе, пастыри, иноки и инокини, боголюбивые миряне! Наступающий 2011 год даёт всем нам, живущим на просторах Святого Белогорья, уникальную возможность явить свою благую волю. Ведь грядущий год является юбилейным, когда вся полнота Русской Православной Церкви будет праздновать 100-летие канонизации святителя Иоасафа, епископа Белгородского, чудотворца, нашего Небесного Покровителя.

Каждый, в ком не оскудело стремление к духовному обновлению, в меру своих способностей и возможностей, должен принять участие в подготовке и достойном проведении 100-летнего юбилея. Это будет нашим общим делом, в котором примут участие и наши братья и сёстры, живущие на просторах Украины. Если мы хотим быть народом Божиим и иметь будущее в веках, мы должны преодолеть «разруху в умах» и духовно обновиться.

Родившийся ныне Богомладенец Христос благословляет нас и ждёт от нас решительных действий. Поспешим же к Вифлеемским яслям и прославим Спасителя мира и возвестим всему миру:

«Христос рождается! Славите!»

+ИОАНН, АРХИЕПИСКОП БЕЛГОРОДСКИЙ И СТАРООСКОЛЬСКИЙ

Рождество Христово
2010/2011 г.,
град Белгород