Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

в курганской епархии прошли межмуниципальные рождественские образовательные чтения: взаимодействие православной и светской педагогических систем

по благословению архиепископа курганского и шадринского константина в с. белозерском, в г. куртамыше и в г. шадринске в преддверии рождества прошли межмуниципальные рождественские образовательные чтения, которые продемонстрировали, что общество, государственные образовательные структуры проявляют всё более доброй воли в стремлении сотрудничать на ниве духовно-нравственного воспитания со священством епархии. 

на районных форумах решалась задача – донести точку зрения церкви на образование и воспитание детей, помочь осмыслить учителю, директору школы, родителю ценности родной православной культуры и веры. в проведении чтений от госслужащих участвовали заместители глав администраций по социальным вопросам баязитова м. л. (с. белозерское); добрынин л. н. (г. куртамыш); новикова л. н. (г. шадринск); начальники отделов образования; ведущий специалист главуо корнеевец е. в.; педагоги школ; участники всероссийского конкурса «за нравственный подвиг учителя»; от епархии – благочинные и приходские священники.

тематика пленарных заседаний, секций, круглого стола отразила многообразный спектр методов и форм воспитательной работы в дополнительных образовательных учреждениях, во внеурочной деятельности, в преподавании гуманитарных дисциплин, курса оркисэ и т. д.  

 руководители отделов образования говорили, что на районном уровне священство и педагоги встретились впервые для обсуждения общих задач, что такой практики еще нет, что все пока разобщены, ведь целыми семьями, целыми поколениями отлучали от церкви. 

священник дмитрий бердников сказал, что современное разделение государства и церкви не является препятствием к духовному просвещению. учителю нужно уже выходить из духовного вакуума, который может заполнить только православие.

протоиерей александр тимушев отметил значимость в жизни человека религиозного образования.

– просвещать мы обязаны всех. в этом и состоит свобода, поскольку нельзя сделать выбор, если ты не знаешь содержание того, что можешь выбрать,– подчеркнул благочинный г. куртамыша.

в глубоком и содержательном выступлении протоиерея василия семенова, посвященном патриотическому воспитанию как основе русского менталитета, звучала идея жертвенности.

– наши предки умели воевать за свое отечество, умели жертвовать собой. самоотречение свойственно только тому, кто обладает высокой духовностью– православному человеку, – таков настрой священника.

значимым моментом пленарных заседаний было выступление на тему «православное воспитание как основа русской педагогической мысли» (докладчик исакова г. м., методист ороик курганской епархии).

многие участники чтений, возможно, впервые услышали понятия «духовное спасение» и воспитание в православной традиции.

огромный интерес вызвал проект педагога мишкинской сош енбаевой м. а. «дорога к храму», в котором нашли отражение краеведческие исследования учителей и группы учащихся школы при духовном окормлении протоиерея алексия фасолы по местам разрушенных храмов.

представленный мультимедийный фильм подтвердил, насколько посещение святынь своего края помогло пробуждению любви и интереса к малой родине, а также, что немаловажно, – воцерковлению детей.

необычайный интерес вызвали сведения об истории мендерской церкви, с которыми выступила учитель светлодольской сош белозерского района дементьева т. б.

как привить любовь к своей вере через воскресную школу, – об этом прекрасно знают педагоги г. куртамыша.

о творческом подходе в жизнедеятельности школы эмоционально рассказала ее директор незаметдинова л. ю.

рефреном звучала на секциях и круглом столе проблема преподавания курса основ религиозной культуры и светской этики.

настораживает тот факт, что часть родителей вообще безразлична к преподаваемому курсу. к примеру, в шатровском районе по итогам анкетирования среди родителей 4-х классов таких оказалось 30%.
  это сигнал священникам. протоиерей алексий фасола посоветовал батюшкам не ждать, когда люди придут в храм, а самим делать шаги и в общество, и в школы, чтобы не было подобного безразличия со стороны семьи.

– приобщение к традиционной культуре – это не только педагогический, но и стратегический вопрос для будущего страны, а значит и семьи, – такой вывод сделан иереем павлом балиным.

учителя-практики основ православной культуры видят тяготение детей и их родителей к православной вере.

так, учитель далматовской сош № 3 нужина о. в., исходя из собственных наблюдений и опыта преподавания опк, постаралась убедить участников круглого стола, насколько огромен потенциал духовно-нравственного просвещения через занятия данного курса.

ведущий специалист главуо корнеевец е. в., подводя промежуточные итоги апробации курса оркисэ, пояснила, что педагогам удалось, в целом, несмотря на сложность и «спонтанность» введения этого предмета, сдвинуть с места эту машину и направить в нужное русло.

протоиерей владимир карелин посетовал на то, что внутри эксперимента священников не видно.

по его мнению, эффективность ведения предмета оркисэ зависит от воцерковления учителя, чего, к сожалению, не наблюдается. учителя не спешат идти в церковь.

– какой, спрашивается, нравственности учат в школе, если она (нравственность) зиждется на православии, а православия-то и нет. школа выбирает для детей то, что неполезно, уповая на так называемое право выбора. высоконравственного человека воспитывают не на русской избе и кокошниках, – констатировал о. владимир.

подобная точка зрения и у протоиерея владимира алексеева. на одной из секций он сказал:  

– многое зависит от воспитания, от того, как мы, взрослые, представим нашу веру нашим детям.

в г. шадринске пришли к единому выводу: духовно-нравственные ценности должны быть поставлены в основу современной системы образования и воспитания.

в с. белозерском участники чтений в резолюции вынесли предложение отказаться от конфронтации православной и светской педагогических систем, а также вышли с предложением провести мониторинг общественного мнения по вопросу использования в образовательных учреждениях принципов и методов православной педагогики.

межмуниципальные конференции центрального, северного и южного благочиний стали для священства и педагогов настоящим праздником, украшенным богатыми выставками, ярким, красочным оформлением, демонстрацией видеороликов «русь святая», «православный шадринск», фильмом а. и. голубкина «чимеевское чудо», рождественскими песнопениями в исполнении молодежного хора (г. шадринск).

рождественские чтения даже для невоцерковленных людей стали очень сильным мотивом, определяющим православное мировоззрение.

все участники конференции оказались в атмосфере теплоты, простоты, любви, веры.

вот выдержка из отзыва участника чтений болотниковой о. н. (с. белозерское): «такое мероприятие и такое присутствие священства было впервые. положено начало взаимопроникновению православной и светской педагогики. проблема поставлена, но это лишь начало чего-то глобального и важного».

ороик выражает признательность и благодарит за понесенные труды протоиерея александра тимушева, протоиерея василия семенова, иерея димитрия бердникова, заведующих районными отделами образования никитину с. и. (г. куртамыш), заговеньеву в. п. (г. шадринск), еланцеву т. в., священников северного, южного и центрального благочиний, всех, кто чтения готовил, проводил и в них участвовал.

галина исакова, 
методист отдела религиозного образования и катехизации курганской епархии.