1 февраля 2011 года, в день второй годовщины интронизации Святейшего Патриарха Кирилла, в Храме Христа Спасителя была совершена Божественная литургия. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.
Ваше Блаженство, высокочтимый владыка митрополит Владимир! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры!
Я хотел бы сердечно поблагодарить всех собравшихся за молитвы, а тех, кто говорил, — за их добрые слова. Два года назад на том самом месте, где я стою сейчас, мне был вручен посох святителя Петра, митрополита Киевского, ставшего митрополитом Московским и ни на минуту не прекращавшего свое служение в качестве митрополита всея Руси. Восприняв это святое древо в свои руки, я проникся чувством особой ответственности за сохранение единства духовного пространства Святой Руси, за сохранение единства нашей Церкви.
Я хотел бы поблагодарить членов Священного Синода, в первую очередь Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира, а также епископат, несущий свое служение в различных странах ближнего и дальнего зарубежья. В течение минувших двух лет при вашей поддержке — и молитвенной, и деятельной — Господь помогал мне служить делу церковного единства. Сознаю, что никаких немощных человеческих сил не может быть достаточно для этого служения. Но сила молитвы, сила братской поддержки, сила соборного вразумления укрепляет Первоиерарха Церкви Русской в несении этого креста.
Эти два года прошли очень быстро — мы знаем, как стремительно сокращается время. Год пролетает молниеносно, люди не чувствуют течения времени. Десятилетия проходят так быстро, что человек не может отдать себе отчета в том, что произошло. Жизнь проходит так быстро, что вчерашние дети, юноши, с удивлением взирая в зеркало, видят перед собой лицо пожилого или даже старого человека, нередко сохраняя при этом молодую, сильную душу. Это свидетельствует о том, что все то, что человек делает якобы для облегчения своего быта, для эффективного выполнения своих профессиональных обязанностей, оборачивается неудержимым ускорением времени.
Но время летит быстро только на первый взгляд — потому что скорость нашей жизни не дает нам возможности думать о прошедших днях. Обычно мы не способны проанализировать даже один день, который остался за нашими плечами, хотя это надлежит делать каждому православному христианину во время вечерней молитвы, подвергая анализу и покаянию минувший день. Но ведь и этого не делаем. Когда же проходит неделя, мы с трудом можем вспомнить, что произошло за эти дни, — так много было событий; а месяц - его уже не охватить: нужно смотреть в записную книжку, если человек ведет такие записи. А год? Он наполнен таким огромным количеством событий, что, анализируя эти события, можно написать не одну книгу. Поэтому, с одной стороны, время летит быстро, потому что у нас нет возможности, навыка, а иногда и желания думать о нем. Но, с другой стороны, время идет ровно столько, сколько оно шло и в прошлом, но только за это время современному человеку удается сделать куда больше дел.
С одной стороны, эти два года пролетели для меня очень быстро. Но когда начинаю вспоминать, то мне кажется, что я прожил целую жизнь. И я благодарю Господа за эти два года, которые были очень непростыми, которые потребовали колоссального напряжения физических и духовных сил, но которые Господь даровал мне пройти, сохранив и здоровье и, что самое главное, ту поддержку архипастырей и пастырей, верующего народа, которая явлена была на Поместном Соборе 2009 года. Моя искренняя благодарность всем за эту поддержку, за то, что очень многие, абсолютное большинство иерархов и духовенства, включились в ту работу, которую сегодня совершает Церковь. Конечно, в меру своих сил, в меру своих возможностей, — но включился каждый. В результате даже за эти два года мы имеем несомненное движение вперед. Мы пока не можем оценить масштабы этого движения - мы только можем его констатировать. Дай Бог, чтобы всем нам хватало духовной солидарности, соборности, силы молитвы, чтобы и в будущем идти вперед.
Время, в котором мы живем, — трудное время, хотя не бывает времени легкого. Но отличие этого времени от всех предыдущих — в его некоем апокалиптическом напряжении, ибо никогда сила греха не господствовала над родом человеческим так, как она господствует сегодня. А мы знаем, что там, где побеждает грех, там является диавол. И мы знаем, что если грех побеждает в масштабах рода человеческого, тогда является Антихрист. А потому Церковь не может не реагировать на умножение зла, как бы ее ни одергивали некоторые журналисты, публицисты, политики, с недоумением спрашивая, почему Церковь вторгается в те области, которые якобы не являются ее областями, — и это в ответ на заботу Церкви о том, чтобы не распадались браки, чтобы сократилось количество абортов, чтобы люди научились прилично одеваться, чтобы не было разнузданного господства плотского греха в человеческой жизни! Нас и в будущем будут ругать, и мы готовы к этому, потому что у Церкви не может быть иного слова, кроме того, что она возвещает: покайтесь, ибо приблизилось Царствие Божие (см. Мф. 3, 2). И сегодня это слово должно звучать особенно сильно.
Но если мы ограничимся только этой евангельской фразой, люди нас не поймут. Именно поэтому нужно развивать отношения с обществом через многоразличные каналы, использовать различные способы воздействия на сознание людей, чтобы по крайней мере очевидные истины Евангелия становились понятными для тех, кто был отделен от благовестия десятилетиями безбожия или господством языческой, идолопоклоннической идеологии. Нам предстоят большие труды. Нам не предлежит никакой легкой дороги, и каждый архипастырь, каждый священнослужитель, каждый верующий человек должен это понимать.
Мы благодарим Бога за то, что изменились церковно-государственные отношения в Российской Федерации, на Украине, в Белоруссии, Молдове, Казахстане и других государствах, где присутствует Русская Православная Церковь. Конечно, это изменение к лучшему произошло по молитвам наших новомучеников и исповедников. Мы благодарим за это и власть, и общество, которые поддерживают сегодня беспрепятственную возможность для Церкви осуществлять свое служение; и дай Бог, чтобы в этих условиях мы смогли и успели сказать людям то, что им необходимо услышать и понять для своего спасения.
Я благодарю всех вас, мои дорогие владыки, отцы, братия и сестры, за наше соборное единомыслие, за наше совместное действие и за вашу готовность — а я об этом знаю не понаслышке — идти тем путем, которым Бог нам указывает идти, осуществляя призвание Церкви проповедовать покаяние, ибо приблизилось Царствие Божие. Аминь.