Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

архиепископ константин выступил с докладом на пленарном заседании vi областных рождественских образовательных чтений

 

10 февраля 2011 на пленарном заседании vi областных рождественских образовательных чтений «церковь и государство: соработничество в решении духовно-нравственных задач» архиепископ курганский и шадринский константин выступил с докладом «библейское учение о здоровье человека».

выступая перед собравшимися, владыка константин отметил, что «для религиозного сознания главнейшее заключается в религиозной этике: что значит болезнь для того, кто болен? почему болезнь, поражая тело, так или иначе задействует и душу человека, в которой следует видеть и образ божий. и сейчас, хотя целый ряд болезней и сошел на нет, им на смену пришли другие. потому, несмотря на все колоссальные достижения медицины, верными и поныне остаются слова псалмопевца и пророка давида: «дней лет наших — семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет; и самая лучшая пора их — труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим» (пс. 89: 10). а это — уже религия. для правильного понимания этой проблемы, то есть взаимоотношения религии и медицины, невозможно обойти саму основу, а именно библейскую антропологию». 

архипастырь продолжил: «известно, что пропорция химических элементов человеческого тела и земли примерно одна и та же. человек — не инопланетянин, он не пришелец из других миров: он — земля и в землю уходит. поэтому екклесиаст и сказал «в сердце своем о сынах человеческих, чтобы испытал их бог, и чтобы они видели, что они сами по себе животные: потому что участь сынов человеческих и участь животных — участь одна; как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом; потому что все — суета! все идет в одно место; все произошло из праха и все возвратится в прах» (екк. 3: 18—20).

однако, хотя человек и дышит одним и тем же воздухом, что и презренные в библии свинья и бродячий пес, и больше пяти минут не может прожить без этого воздуха, ибо «одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом», человек был поставлен над миром. творя человеческую природу, бог действует особенным образом; то, что в богословии называется предвечным советом троицы, — как бы сосредотачиваясь, прежде чем эту человеческую природу сотворить: «и сказал бог: сотворим человека по образу нашему и по подобию нашему... и сотворил бог человека по образу своему, по образу божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. и благословил их бог и сказал: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте зем¬лю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими (и над зверями), и над птицами небесными (и над всяким скотом, и над всею землею), и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (быт. 1: 26—28).
человек потому способен и призван быть не только в мире, но и стоять над миром, что сам бог «вдохнул в лице его дыхание жизни». и вот это живое существо, наделенное образом божиим, стало называться человеком».

в заключении владыка константин отметил, что «врачевателыюе служение христа иисуса было принято апостолами как наследие наряду с его учением. исцеление больных рассматривалось как первейший долг церкви в начальную христианскую эпоху. в числе харизм апостол павел также упоминает «дары исцелений» (1 кор. 12: 9). по примеру апостолов и пресвитеры церкви преподают помазание елеем во имя господне больным, «и молитва веры исцелит болящего» (иак. 5: 14—15). но здесь речь идет уже о благодатном воздействии таинства, а это особая тема».

«скажу только, что со времени иисуса христа значение болезни видится не в том, что она должна исчезнуть с лица земли, а в том, что божественная сила, которая ее в конце концов победит, уже действует на земле. ибо болезнь, хотя и имеет некий смысл, все же остается злом», — заключил архипастырь.

сейчас же верующие люди должны в отношении своего здоровья руководствоваться следующим библейским наставлением: "почитай врача честью по надобности в нем; ибо господь создал его, и от вышнего врачевание, и от царя получает он дар. знание врача возвысит его голову и между вельможами он будет в почете. господь создал из земли врачества и благора-зумный человек не будет пренебрегать ими... для того он (бог) и дал людям знание, чтобы прославляли его в чудных делах его: ими он врачует человека и уничтожает болезнь его. приготовляющий лекарства делает из них смесь, и занятия его не оканчиваются и через него бывает благо на лице земли. сын мой! в болезни твоей не будь небрежен, но молись господу и он исцелит тебя. оставь греховную жизнь и исправь руки твои и от всякого греха очисти сердце. вознеси благоухание и из семидала памятную жертву, и сделай приношение тучное, как бы уже умирающий. и дай место врачу, ибо и его создал господь, и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен. в иное время в их руках бывает успех. ибо и они молятся господу, чтобы он помог им подать больному облегчение и исцеление к продолжению жизни" (сир. 38, 1-14). а 15-й стих гласит "но кто согрешает пред сотворившим его, да впадает в руки врача!" - это означает просто пусть заболеет; во всяком случае в еврейском тексте читается: "кто грешит против создателя своего, будет надмеваться и над врачом".

пресс-служба курганской епархии, 
валерия сорокина,
фото константина павлюченко