Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

В конце января 2011 года в Москве проходили XIX Международные Рождественские образовательные чтения, участницей которых стала педагог школы №9 Ирбита Анна Ивановна Долгушина.

Ирбитская учительница стала победителем Всероссийского конкурса работ в сфере педагогики, воспитания и работы с детьми школьного возраста и молодежью «За нравственный подвиг учителя», ежегодно проводимого Министерством образования и науки Российской Федерации совместно с Русской Православной Церковью при поддержке полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах.

На конкурсе в Москве А.И.Долгушина представляла Уральский Федеральный округ.

Преподавательница поделилась своими впечатлениями о поездке в Москву и участии в конкурсе:

«Рождественские чтения начались 23 января с Божественной литургии, которую возглавил Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл в Храме Христа Спасителя. Затем делегация учителей - победителей и лауреатов конкурса «За нравственный подвиг учителя» отправилась в Зачатьевский монастырь, что недалеко от Кремля, чтобы познакомиться друг с другом, совершить экскурсию и получить приглашения в Государственный Кремлевский дворец съездов на торжественную церемонию открытия Чтений.

24 января состоялась церемония награждения победителей конкурса «За нравственный подвиг учителя». Награды вручали Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, полномочный представитель Президента РФ в Центральном Федеральном округе Георгий Сергеевич Полтавченко и министр образования и науки РФ Андрей Александрович Фурсенко. Этот конкурс собрал педагогов из разных уголков нашей страны: Москвы, Воронежской, Владимирской и Пензенской областей, Ставропольского края и многих других.

Диплома I степени была удостоена Е.В.Макарова, директор НОУ Школа «Живоносный Источник», кандидат педагогических наук, г. Москва.

Я и Е.С.Туманова, учитель изобразительного искусства школы № 2 города Кольчугино Владимирской области, получили из рук Святейшего Патриарха Кирилла дипломы II степени и благословение на учительский труд. Дипломы III степени были вручены сразу трем участникам конкурсного отбора: учителю И.А.Соколовой из города Ессентуки; Т.Н.Шиловой- руководителю окружного центра духовно-нравственного воспитания «Возрождение» из Рамонского района Воронежской области и директору средней школы из рабочего поселка Башмаково Пензенской области А.А.Дубинкину.

Не остались без внимания работы еще 23-х педагогов. Они были отмечены дипломами в различных номинациях. Их чествовал председатель жюри, епископ Зарайский Меркурий.

По окончании пленарного заседания состоялся концерт Государственного казачьего хора, который не оставил равнодушным ни одного участника.

В рамках Рождественских чтений проходили финалы и церемонии награждения детских и молодежных конкурсов по изобразительной деятельности, фотографии, кинематографии «Красота Божьего мира», «Семья России». Нам подарили наборы из 40 дисков с лучшими работами конкурсантов с предложением принять участие в этих конкурсах в 2011 году.

На следующий день, 25 января, состоялись заседания секций по 10 направлениям. Я выбрала секцию, которая проходила в здании МГУ. Она называлась «Церковь и общество» и рассматривала взаимоотношения различных групп и слоев населения и Церкви. Были рассмотрены проблемы вовлечения молодежи в различные религиозные общины и группы, молодежные неформальные движения агрессивной направленности, показан положительный опыт священнослужителей по работе с молодежью. Особенно мне запомнилось выступление священника-ветерана чеченской войны о работе с юношами, прошедшими сквозь пекло локальных конфликтов. Главный его девиз: «Сначала помоги, а потом говори». Вечером наша культурная программа продолжилась. Мы посмотрели спектакль духовного театра «Глас» «Ревизор с развязкой». Спектакль шел в форме диалога со зрителями и показа отрывков из классического «Ревизора» Гоголя.

В последний день Рождественских образовательных чтений, 26 января, состоялся круглый стол победителей и призеров конкурса, где каждый из шести лауреатов поделился опытом работы.

Я поделилась своим опытом организации клуба для детей и родителей, который получил название «Дорогами любви и доброты» участники которого работают в группах и проигрывают наиболее типичные жизненные ситуации общения взрослых и детей, ведут диалог между собой, прикасаются к разным видам искусства, накапливают опыт сопереживания и сотрудничества. Заседания нашего клуба являются традиционными. На них дети и родители выступают равноправными партнерами - участниками тренингов, игровых заданий, инсценировок. Разнообразные формы проведения заседаний позволяют раскрыть личностный потенциал учащихся. Каждый родитель видит своего ребёнка с самой лучшей стороны, тем самым создается ситуация успеха. Такая работа снимает эмоциональное напряжение, негативные отношения друг к другу, в классе нет отвергаемых и изолируемых детей.

Главное в моей работе - выстроить такие отношения с детьми и родителями, когда ребенок будет самым важным для его родителей. Родители получают на заседаниях клуба положительные примеры эмоционального, интеллектуального и духовного общения со своими детьми, учатся практическим навыкам позитивного общения с детьми на основе согласия и сотрудничества, а значит, получают уроки любви и доброты. Они вместе накапливают духовно-нравственный опыт, формируя стержневую основу личности.

Меня вдохновили слова Патриарха Московского и всея Руси Кирилла: «…при помощи веры мы ограждаем нравственный идеал от разрушений и передаем следующему поколению самое важное - матрицу, которая будет включать в себя новые взгляды, убеждения, философию, открытия науки и техники, формировать того самого человека, образ Божий. Не некоего киборга, исчадие ада, в голове у которого перемешалось добро со злом, а того человека, который именуется венцом творения».

Начала я свою работу с заседаний, посвященных праздничным датам: дню матери (заседание «При солнышке - тепло, при матери - добро»), Рождеству (заседание «Мир рождественского очарования»), дню защитника Отечества (заседание - практикум «Честь и достоинство»), дню Победы (заседание «По фронтовым дорогам нашей памяти»). В дальнейшем мною была разработана программа, в центре внимания которой внутренний мир человека, ценности семейного воспитания, традиции гражданского общества.

Содержание заседаний ориентированы на ребенка и родителей как субъектов «духовной» деятельности, на стимулирование и поддержку нравственности, интеллектуального развития и саморазвития, обеспечение условий для проявления инициативы, самостоятельности, творческого подхода в процессе выполнения заданий.

Переход к данной деятельности осуществляется через выполнение проблемно-поисковых, творческих заданий. Например, мои первоклассники нарисовали себя так, как их называют дома. Мамы должны были найти свое «солнышко» или «лапочку». Любящее сердце матери безошибочно угадало неподписанный портрет, а те, кто не имел опыт совместного творчества, приобрели его на занятии. Ребята подрастали, усложнялись задания, рисунок сменился мини-сочинением, заметкой в газету об экскурсии, благотворительном концерте, православном празднике. В результате рождались проекты, выставки поделок, спектакли ученического театра.

Особый отклик вызывают заседания, проводимые на базе школьного музея «Семейные реликвии». Дети и родители создают коллекцию музея, передавая личные экспонаты в его фонд. Юные экскурсоводы знакомят посетителей с историей своих семей, отражающихся в истории края и страны в целом.

Большое внимание я уделяю формированию читательской культуры, привлекая к этой работе своих единомышленников - сотрудников городских библиотек и школьного информационного центра. Например, заседание «Карнавал любимых сказок» было построено на рассказе родителей, учителей и библиотекарей о своей любимой книге. Итогом заседания стал альбом «Не стерлась в памяти любимая строка», а главное, каждый ребенок ушел из библиотеки с понравившейся ему книгой.

Содержание, структура заседаний клуба создают условия для развития личности, выбора жизненного пути, создания эмоционально-положительной атмосферы в классном коллективе. Клубная деятельность подводит школьников и их родителей к пониманию базовых ценностей духовности, морали, нравственности и этики. В центре внимания - внутренний мир человека, ценности семейного воспитания, традиции гражданского общества.

Переход от репродуктивной деятельности к поисковой и исследовательской осуществляется через проблемно - поисковые, творческие задания. Результатом интеллектуальных, духовных и других усилий ребенка и его семьи выступают публикации в школьной газете, участие в благотворительных акциях и концертах, проводимых Русской Православной Церковью и управлением образования Ирбита.

Таким образом, заседания клуба создают условия для получения системных знаний, выстраивания иерархии ценностей, развития личности, способности осуществлять выбор жизненного пути, направлены на создание эмоционально- положительной атмосферы в классном коллективе.

Важно, чтобы у каждого из детей был дом, забота, любовь и доброта. Формула жизни очень проста: «Жизнь - это Любовь, Любовь - это Жизнь».

www.uraledu.ru