Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

Сегодня, 17:05

После завершения в Москве Архиерейского Собора Русской Православной Церкви корреспондент независимой народной газеты «Вольная Кубань» встретился с Его Высокопреосвященством митрополитом Екатеринодарским и Кубанским Исидором и задал ему несколько актуальных вопросов.




— Владыка, как известно, в докладе Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл изложил программу действий Русской Православной Церкви в современных условиях, которая предполагает развертывание работы с молодежью в приходах, реформу богословского образования, создание на приходах миссионерских служб. Кроме того, прозвучал очень интересный тезис о том, что светский характер образования не тождествен атеистическому. В связи с этим не могли бы вы рассказать о тех решениях, которые были приняты на Архиерейском соборе?

— Собор завершил свою работу, и все, что прозвучало в докладе Святейшего, нашло свою реализацию в решениях Собора. Кроме того, этим решениям предшествовало широкое обсуждение документов не только клиром, но и мирянами Русской Православной Церкви, в том числе через интернет. Я рад, что Собор проходил под столь пристальным вниманием прессы. Это означает, что общество наконец признало важную роль Церкви в современной жизни, включая и сферу образования, которую вы упомянули. Противники такого признания любят напоминать об установленной большевиками норме: «В России Церковь отделена от государства, а школа — от Церкви». Но на самом деле эти слова, если их понимать правильно, не наносят никакого ущерба Церкви, а, напротив, подчеркивают ее автономный, не зависящий от привходящих обстоятельств характер, то есть независимость от смены политического или государственного устройства, а также невмешательство государства в вопросы церковного устройства.

В Российской Конституции подчеркивается светский характер государства, а следовательно, и образования. И вот здесь мы должны четко осознать: светскость не есть атеизм. Государство не имеет права навязывать идеологию, проводить атеистическую политику. Оно должно обеспечить своим гражданам возможность получать знания на базе научного мировоззрения, что обеспечивает светская школа. И оно должно давать возможность своим юным гражданам знать историю культуры своей страны, те базовые ценности, которые сформировали великую Россию. А Православие — это одна из главных базовых ценностей. Вот если школьнику запретить приобщаться к такому знанию, это будет нарушением собственных принципов — объективности и научности.

Церковь всегда с уважением относилась к науке, изначально различая область веры и область знания. И сегодня идет процесс реформирования духовных школ с позиций повышения требований к интеллектуальному, культурному и образовательному уровню будущих священнослужителей. Это касается всех духовных школ, в том числе и Екатеринодарской духовной семинарии. Также Собор указал на необходимость развития церковной науки.

Не остались в стороне и воскресные школы. Синодальному отделу религиозного образования и катехизации Собор поручил разработать стандарт для церковноприходских школ, содержащий образовательный минимум необходимых вероучительных знаний и церковных навыков. Ведь не секрет, что в Церковь часто приходят люди, вовсе несведущие в церковной жизни, именно они питают околоцерковные суеверия, которые, к сожалению, не уменьшаются. Бороться с суевериями можно только одним способом: открыв красоту и стройность подлинной веры.

Святейший Патриарх не устает напоминать о необходимости воцерковления молодежи, воспитания ее в духе христианских нравственных ценностей. Сегодня в Церковь приходит разная молодежь. Важно не оттолкнуть тех, кто, отождествляя себя с какой-либо молодежной субкультурой, потянулся в храм Божий. В успешной работе с такими молодыми людьми могут помочь молодежные объединения и советы при приходах. В Краснодаре такие объединения есть при Свято-Екатерининском кафедральном соборе, при храме Рождества Христова. Собор обязал Синодальный отдел по делам молодежи усилить координационную деятельность и методическую поддержку соответствующих епархиальных отделов.

— Православные христиане России радуются словам, которые были сказаны на Архиерейском соборе: Церковь отделена от государства, но не отделена от его проблем. Правильно ли мы понимаем, что Русская Православная Церковь будет более активно помогать обществу, государству в решении актуальных проблем?

— Русская Православная Церковь никогда не отделяла себя от народа, от общества, деля вместе с ним все тяготы и по мере возможностей их облегчая. Активность в решении актуальных проблем очень часто зависит не от Церкви. То, что она может быстро организовать помощь, было доказано во время летних бедствий — пожаров в Центральной России и наводнений у нас на Кубани. Но когда нужно решать тяжелые социальные проблемы — организовывать приюты для бездомных или для стариков, которых все больше остается без присмотра, или для детей и т.п., — здесь необходим отклик со стороны государства, ведь все это требует серьезной материальной базы и выполнения определенного стандарта. Наконец принят Закон о возвращении имущества религиозного назначения религиозным организациям. Это огромное подспорье, потому что нельзя открыть приют или хоспис, если у тебя нет помещения.

Но для современного общества актуальны и другие проблемы — нравственного характера. И здесь Церковь будет продолжать отстаивать нравственные ценности, которые сегодня порой попираются. Такая активность не всем по нраву, и я предвижу волну критики в адрес Церкви с акцентом на светском характере нашего государства. Но нужно понять, что светскость — не атеизм и не безнравственность.

— Одной из таких проблем, которую, на наш взгляд, необходимо решать, как говорится, всем миром, является так называемая ювенальная юстиция, положения которой активно проталкиваются людьми, называющими себя борцами за права ребенка. Все видят, что идеи, заложенные в этой системе, скверны, но, несмотря на это, многие чиновники не могут от нее отказаться. Говорилось ли что-либо об этом на Архиерейском соборе и какие решения были приняты по этому вопросу?

— Собор не может принимать каких-либо решений по проблемам светского законодательства. Но Церковь определенно высказалась против ювенальной юстиции в том виде, в котором этот пакет законов был предложен. Очень серьезно вопрос рассматривался на Рождественских чтениях. Святейший Патриарх Кирилл обсуждал эту проблему на высшем государственном уровне, обозначив то, что в этом законодательстве неприемлемо. Я знаю, что Сергей Миронов, спикер верхней палаты российского парламента, также разделяет позицию и озабоченность Церкви и даже убрал из программы партии «Справедливая Россия» словосочетание ювенальная юстиция, хотя он вкладывал в него совершенно иной смысл, нежели предложили разработчики законопроекта. Наконец, министр юстиции России Александр Коновалов сказал, что идея ввести ювенальную юстицию в России требует еще очень большой проработки, иначе эти меры могут привести к многочисленным трагедиям. Будем надеяться на здравомыслие тех, кто принимает решения. А со своей стороны Церковь не будет оставлять усилий по разъяснению неочевидных опасностей этого законопроекта.

— В определении «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви» выражается удовлетворение в связи с проведением первых заседаний Общецерковного суда Русской Православной Церкви». Мы знаем и гордимся, что именно вы, Владыка, его возглавляете. Можете ли вы рассказать более подробно об Общецерковном суде: какими вопросами он занимается, что было рассмотрено на его первых заседаниях?

— Если проводить аналогию со светским судопроизводством, то Общецерковный суд выполняет функции суда второй и надзорной инстанций. Состоялось уже два его заседания, на которых были заслушаны дела, переданные на рассмотрение Общецерковного суда Московского Патриархата в связи с апелляциями ряда клириков на решения епархиальных судов или правящих архиереев об их извержении из сана или запрещении в служении, а также рассматривалось решение одного из епархиальных судов в порядке надзора. Все решения были утверждены Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Сейчас поставлена задача Общецерковному суду и Управлению делами Московской Патриархии приложить совместные усилия с целью систематизации судебной практики и повышения квалификации епархиальных судей.

— И последнее. Когда в нашей епархии начнет реализовываться одно из решений Собора о введении на приходах штатных оплачиваемых должностей педагога, социального работника и ответственного за работу с молодежью? Будут ли эти должности замещаться лицами только духовными? И где и как будут готовить этих специалистов?

— Вопрос о введении оплачиваемых штатных должностей педагога-катехизатора, социального работника и ответственного за работу с молодежью еще в прошлом году был поставлен перед правящими архиереями. Я обозначил такую задачу перед благочинными церковных округов и еще раз вернулся к ней на годовом епархиальном собрании. Так что, полагаю, в Екатеринодарской и Кубанской епархии это решение не стало неожиданностью. Хочу разъяснить, что речь все же идет не обо всех приходах, потому что приходы бывают разные, в том числе — малочисленные, которые просто не смогут ни загрузить работой штатных сотрудников в необходимом объеме, ни обеспечить достойную зарплату, а в первую очередь о благочиниях. Несколько храмов округа, объединив усилия и скоординировав работу, смогут сделать гораздо больше, чем один приход. Подчеркну, что на эти должности должны прийти не священнослужители, а прихожане, имеющие соответствующее светское образование и опыт работы. Это могут быть педагоги и социальные работники, которые захотят послужить Церкви Божией. Это серьезный труд, предполагающий полную занятость, а не разовые мероприятия по совместительству. Если у человека нет профильного образования, но есть серьезное желание потрудиться в этой области, то далеко ехать не надо: можно получить образование в Армавирском православно-социальном институте, ректором которого является протоиерей Сергий Токарь. Думаю, мы наладим курсы и в Краснодаре, для чего у нас есть необходимый кадровый и научный потенциал.

На Освященном Архиерейском Соборе было принято множество документов, которые касаются как внутренней жизни, так и внешней деятельности Русской Православной Церкви. Но в целом Собор обратился, как сказано в «Послании Архиерейского собора клиру, монашествующим, мирянам и всем верным чадам Русской Православной Церкви», к каждому православному христианину с призывом помнить о том, что, по слову Священного Писания, «вера без дел мертва» (Иак. 2, 26), и посему мы должны служить «друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией» (1 Пет. 4, 10).

Вопросы задавал Александр АЛЫШЕВ.

Газета «Вольная Кубань». 17 февраля 2011 г.


Пресс-служба Екатеринодарской и Кубанской епархии
<