Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

приуготовив духовно верующих к подвигам поста и покаяния тремя подготовительными седмицами (в нынешнем 2011 г. – с 13 февраля по 6 марта), церковь вводит их в самый подвиг великого поста (четыредесятницы).

«истинный пост, — наставляет святитель иоанн златоуст, — есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления».

первый день поста в нынешнем году приходится на 7 марта (зависит от дня пасхи, которая каждый год бывает в свой день; день пасхи высчитывается по определенной формуле).

богослужения великого поста, как и богослужения подготовительных к нему недель, постоянно побуждая к посту и покаянию, изображают состояние души, кающейся и плачущей о своих грехах.

этому соответствует и внешний образ совершения великопостных богослужений: в седмичные дни великого поста, исключая субботы и воскресенья, церковь не совершает полной литургии, этого самого торжественного и праздничного христианского богослужения.

вместо полной литургии по средам и пятницам служится литургия преждеосвященных даров. состав других церковных служб изменяется сообразно с временем. в седмичные дни почти прекращается пение, предпочитается чтение из ветхозаветных писаний, особенно псалтири, во все церковные службы вводится молитва преподобного ефрема сирина с великими (т.е. земными) поклонами, а третий, шестой и девятый часы соединяются с вечерней для указания времени, до которого должен простираться дневной пост.

вечерня недели сыропустной

святая четыредесятница и ее богослужения начинаются с вечерни недели сыропустной (в нынешнем году – 6 марта).

сыропустное воскресенье называется еще в просторечии прощеным воскресеньем, ибо за вечерним богослужением в этот день бывает чин или обряд, общего прощения в храме.

чин прощения

чин прощения совершается так: на солею выносят и полагают на аналоях иконы спасителя и божией матери; настоятель творит земные поклоны пред ними и лобызает их, затем он обычно произносит слово.

затем он испрашивает прощения своих грехов у причта и народа, говоря: «благословите мя, отцы святии и братия, и простите мне, грешному, елика (что) согреших в сей день и во вся дни живота моего: словом, делом, помышлением и всеми моими чувствы».

при этом он творит общий земной поклон духовенству и народу. все отвечают ему также земным поклоном, говоря: «бог простит ти, отче святый. прости и нас, грешных, и благослови». затем настоятель берет напрестольный крест, и все священнослужители в порядке старшинства прикладываются к иконам на аналое, подходят к настоятелю, целуют честный крест и руку его, держащую крест, лобызаются с настоятелем. после них подходят миряне, прикладываются к святым образам и кресту и испрашивают прощения у причта и друг у друга.

во время обряда прощения принято петь «покаяния отверзи ми двери», «на реках вавилонских» и другие покаянные песнопения. в некоторых храмах поют также при этом и стихиры пасхи , до слов «и тако возопим» включительно (в последней стихире).

сообразно с словами евангелия, читаемыми в это воскресенье, внушающими прощать ближним согрешения и примиряться со всеми, в древние времена пустынники египетские собирались в последний день сырной седмицы для общей молитвы и, испросив друг у друга прощение и благословение, при пении пасхальных стихир, как бы в напоминание ожидаемой пасхи христовой, уходили по окончании вечерни в пустыни для уединенных подвигов в продолжение четыредесятницы и собирались снова только уже к неделе ваий. поэтому-то и теперь, следуя этому древнему благочестивому обычаю, сыны православной церкви в знак примирения и прощения молятся о умерших и посещают друг друга в сырную седмицу.

первая седмица великого поста

первая седмица великого поста (7-13 марта) отличается особенной строгостью, ибо прилично иметь ревность к благочестию при начале подвига.

сообразно этому, церковь на первой седмице совершает богослужения продолжительнее, чем в следующие дни.

с понедельника по четверг на великих повечериях читается покаянный канон святого андрея критского (+ 712). канон этот назван великим как по множеству мыслей и воспоминаний, в нем заключенных, так и по количеству содержащихся в нем тропарей – около 250 (в обычных канонах их около 30). для чтения на первой седмице поста канон разделяется на четыре части, по числу дней.

в среду и четверг к великому канону прибавляется несколько тропарей в честь преподобной марии египетской (+ 522), пришедшей из глубокого духовного падения к высокому благочестию.

великий канон завершается тропарями в честь его творца – святого андрея критского.

в понедельник или вторник первой седмицы после утрени или часов священник в епитрахили читает прихожанам «молитвы в начале поста святыя четыредесятницы», положенные в требнике.

суббота первой седмицы великого поста – память вмч. феодора тирона

в субботу первой седмицы церковь творит воспоминание о чудесной помощи, явленной великомучеником феодором тироном (+ ок. 306) константинопольским христианам в 362 году, при императоре юлиане отступнике (+ 363).

явившись архиепископу константинопольскому в первую седмицу великого поста, святой повелел употреблять коливо (отварное зерно) вместо оскверненной тайным окроплением кровью идольских жертв на торжищах пищи. освящение колива (иначе кутий) совершается в пятницу первой седмицы на преждеосвященной литургии, по заамвонной молитве и молебном пении великомученику феодору.

пассия

во многих храмах в пятницы или по воскресеньям совершается умилительный богослужебный обряд, именуемый пассией (от лат. passio – страдание).

он введен в церковное употребление при митрополите киевском петре могиле (xvii в.). совершается он на повечерии (в пятницу) или за вечерней (в воскресенье) в первую, вторую (часто со второй), третью и четвертую седмицы поста и состоит из чтения евангелия о страстях христовых, пения песнопений страстной седмицы – «тебе, одеющагося светом, яко ризою», «приидите, ублажим иосифа приснопамятнаго» и других – и поучения. о пассиях в церковном уставе не говорится. чин пассий был впервые помещен в конце триоди цветной, изданной в 1702 году архимандритом киево-печерской лавры иоасафом кроновским. в конце описания чина сказано: «сия вся воспоминаются по совету, а не по повелению, яже вся под разсуждение церкви святыя православныя подаются».

первая неделя (воскресенье) великого поста

первая неделя (воскресенье) великого поста называется иначе неделей, или торжеством, православия. в этот день совершается воспоминание торжества православия, установленного в византии в первой половине ix века в память окончательной победы православной церкви над всеми еретическими учениями, возмущавшими церковь, особенно над последней из них – иконоборческой, осужденной седьмым вселенским собором в 787 году. в эту неделю совершается особое богослужение, называемое чином православия. чин этот составлен мефодием, патриархом константинопольским (842 – 846). победа православия первоначально была отпразднована в первую неделю великого поста, и, таким образом, основание празднования в этот день торжества православия историческое.

чин православия

чин православия состоит в основном из молебного пения и совершается в кафедральных соборах после прочтения часов пред литургией или после литургии на средине храма, пред иконами спасителя и божией матери.

материал взят http://orthodoxkuban.com.ru/main/1158344667-6-marta-proshhennoe-voskresene-7-marta-nachalo-velikogo-posta.html