По данным неправительственной организации «Помощь Церкви в беде» в последние годы на каждые 100 жертв религиозной нетерпимости приходится 75 христиан. 20 января 2011 года после теракта в Александрии Европейский парламент принял резолюцию, в которой признается факт нарушения прав христиан. О проблеме преследования христиан в наши дни в интервью «Известиям» (выпуск от 24 марта 2011 г.) рассказывает председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион.
— Как Вы оцениваете резолюцию Европарламента, посвященную нарушению прав христиан? Как и почему она вообще появилась?
— Европейский парламент принял резолюцию «О положении христиан в свете защиты свободы религии», а 22 февраля Комитет министров иностранных дел ЕС выступил с заявлением, в котором выразил «беспокойство возрастающим числом проявлений нетерпимости и дискриминации по отношению к религиозным меньшинствам, которые проявляются, в частности, в насилии и нападении на христиан». Во многом эти два решения стали результатом активной деятельности христианских Церквей. Следует упомянуть и новогоднее послание Папы Бенедикта XVI, назвавшего христиан «религиозной группой, которая подвергается наибольшим гонениям из-за своей веры». Защита прав христиан сегодня является неотложной задачей. Поводом к принятию резолюции Европарламента стал теракт вблизи одной из коптских церквей Александрии 1 января этого года.
Неделю спустя министры иностранных дел ряда европейских государств обратились к Верховному представителю ЕС по иностранным делам и политике безопасности с предложением отреагировать на этот акт терроризма. Документ Европарламента и стал такой реакцией, его можно назвать революционным — ведь европейские парламентарии в полный голос высказались по проблеме, которую до сих пор предпочитали замалчивать.
По данным неправительственной организации «Помощь Церкви в беде», в последние годы на каждые 100 жертв, погибших в результате проявлений религиозной нетерпимости, приходится 75 христиан.
— С чем связаны нарушения прав христиан в государствах, упомянутых в резолюции?
— У каждой страны есть своя специфика межрелигиозных отношений. Христиане жили в большинстве этих государств на протяжении веков, в том числе тогда, когда местные политические режимы декларировали себя намного более радикальными, чем сейчас. Но именно в наши дни, когда все государства взяли на себя обязательства по защите прав человека, исход христиан из ряда государств лишь увеличился. Это, на мой взгляд, говорит о провале современной мировой политики в области религиозной свободы и отсутствии интереса к религиозному образованию. В результате многие люди строят свою религиозную идентичность на противопоставлении своих убеждений иным. Религиозное невежество становится почвой для взращивания ненависти к иноверцам, вплоть до призывов к физическому уничтожению. Если в ближайшее время на самом высоком уровне не будет обсуждаться вопрос религиозного образования, то религиозное невежество спровоцирует дальнейший рост межнациональной напряженности. Кроме того, христиане становятся жертвами политических просчетов западных государств. Плохо обстоит дело в Ираке. По некоторым данным, с 2003 года эту страну уже покинула половина 1,4-миллионного христианского населения. Не оценивая внутриполитической ситуации в Ираке до вмешательства стран НАТО, отметим: до физического уничтожения христиан дело там не доходило. Иностранное военное вторжение сделало местных христиан заложниками непродуманных действий стран НАТО.
Тяжелая ситуация и в Индии. С 2001 года там совершается примерно 130 нападений на христиан в год, а в 2010-м их было 149. В Пакистане христиане часто становятся жертвами так называемого закона о богохульстве, предусматривающего смертную казнь. 2 марта в Исламабаде был убит министр по делам религиозных меньшинств Пакистана католик Шахбаз Бхатти. Он успел многое сделать для снижения религиозной напряженности в стране, не побоялся открыто выступить против инициатив религиозных экстремистов.
— Можно ли остановить эту волну насилия?
— Исторически многие государства, в том числе Россия, заявляли о своем покровительстве христианским общинам, которые находились в положении меньшинства. В наше время подобные внешние гарантии прав меньшинств невозможны, поскольку расцениваются как вмешательство во внутренние дела страны. Однако это не повод отказываться от поддержки христианских общин в иных формах. Например, ставить этот вопрос на площадках международных организаций, разрабатывать программы сотрудничества, которые бы укрепляли межрелигиозный мир в целых регионах. Резолюция Европарламента предлагает конкретный план действий. Его можно свести к следующему основополагающему принципу: экономическая и финансовая помощь в обмен на гарантии соблюдения прав человека в тех странах, которым такая помощь оказывается. Этот принцип должен стать одним из факторов внешней политики государств Запада. Права христиан можно обеспечить, лишь поддерживая диалог традиционных религиозных общин как на внутригосударственном, так и на международном уровне. Именно поэтому Русская Православная Церковь участвует в работе Межрелигиозного совета России и СНГ, а также выступает за создание механизма диалога религиозных общин с ЮНЕСКО.
— Нарушения прав христиан происходят только за пределами Европы?
— Конечно, в Европе не допускается прямое насилие в отношении представителей любых религий. Однако тенденция секуляризации общественного бытия приводит к появлению политических и законодательных реалий, которые неприемлемы для христиан. Религию попросту хотят вытеснить из публичной сферы. Вспомним решение Европейского суда по делу «Лаутси против Италии», которое направлено против присутствия христианской символики в школах. Не вызывают оптимизма и попытки так называемого сексуального просвещения детей, которое пытаются ввести ряд государств ЕС. Как нарушение своих прав воспринимают христиане Европы и парады сексуальных меньшинств в Париже, Берлине и других, некогда христианских городах. За высказывания против гомосексуализма уже поплатился целый ряд христианских деятелей. Поэтому трудно говорить о полном соблюдении прав христиан в Европе. Так что проблема эта всеобщая. Именно поэтому Русская Православная Церковь постоянно призывает к открытому, заинтересованному и равноправному обсуждению этой темы.
— Каковы перспективы объединения усилий православных, католиков и протестантов в деле защиты прав христианских меньшинств?
— Сегодня, к сожалению, даже некоторые государства Западной Европы все больше пытаются ограничить проявления христианской религиозности в общественной жизни, аргументируя это стремлением соблюдать права приверженцев других религий или атеистов. Поэтому от христиан различных исповеданий требуются солидарные действия по защите христианской идентичности Европы и отстаиванию христианской традиции европейской культуры.
В случае с делом «Лаутси против Италии» такая солидарность привела к конкретным результатам. Московский Патриархат поддержал протест со стороны Римско-Католической Церкви против данного решения и способствовал тому, чтобы Россия выступила в поддержку апелляции, которую правительство Италии подало в Большую палату Европейского суда. Апелляцию поддержал и ряд других европейских государств.
А совсем недавно, 18 марта, эту позицию поддержал и Европейский суд по правам человека в Страсбурге, который постановил, что распятия могут висеть в классных комнатах европейских школ.
— Какую роль играет прозелитизм?
— Прозелитизм, то есть переманивание верующих из одной христианской конфессии в другую, уже давно показал свою пагубность для развития диалога между христианскими Церквами. В ситуации, когда христианам приходится сталкиваться с проявлениями исламского экстремизма, солидарность христиан, к какой бы Церкви или общине они ни принадлежали, становится жизненно важной задачей. Христиане Ближнего Востока это уже давно поняли и стараются оказывать друг другу всевозможную поддержку. Ближний Восток — колыбель христианства, и чрезвычайно важно сохранить здесь христианское присутствие. Этого можно добиться только благодаря помощи международного сообщества.