Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

Сегодня, 19:48

Сегодня вся православная Кубань отмечает юбилей своего архипастыря, иерарха Русской Православной Церкви митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора. В канун своего семидесятилетия владыка ответил на вопросы корреспондента газеты «Вольная Кубань» Александра Алышева. Ниже публикуем интервью.


— Уважаемый владыка, прежде всего, позвольте поздравить вас со славным юбилеем – 70-летием со дня рождения. Хотим пожелать вам здоровья, долголетия и многих сил для успешного окормления паствы, поддержания на нашей земле мира и благополучия. Многих наших читателей, и не только православных христиан, интересует ваша судьба. Вы ведь, владыка, родились под Ленинградом за месяц до начала Великой Отечественной войны. Как складывалась ваша жизнь в военные годы? Что вам особенно запомнилось из вашего детства?

— Благодарю за поздравление. Военные годы я помню мало, потому что они пришлись на раннее детство. Мой отец не воевал, у него была бронь как у железнодорожника. Точнее, он воевал по-своему, потому что от работы железной дороги зависели и успехи на фронте. В самом начале войны нас эвакуировали из Ленинграда в Саратовскую область. Там, на станции Ершово, мы дождались окончания блокады. Это были трудные, полуголодные годы. Отца подолгу не бывало дома: в военное время никто не думал о выходных, прилагая все усилия для победы. Матери даже иногда приходилось выменивать вещи на продукты. Но Божией милостию все выжили и вернулись на станцию Веймарн. Там сначала тоже было голодно, родители работали, а за мной и младшим братом Владимиром, который родился в год окончания войны, присматривала старшая сестра Мария. Потом стало полегче. Налаживалась мирная жизнь, у нас появилась корова. И еще: в послевоенные годы не было гонений на Церковь, поэтому мы спокойно могли ходить в храм.

— Всегда интересен выбор человеком жизненного пути. Что сподвигло вас на избрание пути духовного, а затем и совсем узкого, строгого — монашества?

— Очень многое в жизни человека коренится в семье. Мои родители были люди простые, но твердые в вере. У нас в доме всегда были иконы, а вы знаете, что многие боялись выставлять иконы и в лучшем случае завешивали их. В худшем же прятали в сундуки или на чердаки. Я не говорю о безбожниках, которые хулили святыни. Зачастую верующие, но слабые, немощные люди боялись показывать свою веру. Мы же по воскресным дням всей семьей ходили в храм в селе Ополье, он был в семи километрах от дома. И в школе мы с братом не скрывали, что верим в Бога. Тем более когда я стал прислуживать в алтаре… К матери даже приходили из школы и угрожали, что отнимут детей и отдадут в детский дом. Так что по окончании школы вопрос о выборе пути был решен следующим образом: меня отправили в Сумскую область под духовное окормление дяди, протоиерея Илии. От него я получил не только начальное знание церковного устава или навыки церковного пения и чтения. Главное — это пример пастырского служения, строгого и взыскательного отношения к себе. И через год я уже окончательно отбросил всякие колебания и поступил в Ленинградскую духовную семинарию. Что же касается монашеского пути, то это тоже был непростой выбор, и решился я на него по благословению схиархимандрита Андроника, которого узнал еще в Сумской области, когда вместе с дядей ездил в Глинскую пустынь. И, конечно, огромную роль в этом выборе сыграл митрополит Никодим (Ротов), который и совершил постриг в своей домовой церкви.

— Пастырскую деятельность вы начали с рукоположения в иеромонахи и назначения настоятелем Кресто-Воздвиженского храма в селе Ополье Кингисеппского района Ленинградской области в 1967 году. Что вы можете рассказать об этом периоде вашего служения?

— Это тот самый храм, о котором я уже упоминал. Храм, куда мы ходили всей семьей за семь километров, где я делал свои первые шаги в качестве алтарника. Когда я прибыл туда уже настоятелем, первое время многие прихожане смущались: еще вчера я был для них просто Коля, а сегодня отец Исидор. Но вскоре все наладилось. Этот храм уцелел чудом. Взрывали и менее заметные храмы, а он стоял прямо у трассы Ленинград — Таллин. И главное чудо — уцелели колокола, а их обычно сбивали в первую очередь. Переживший гонения звонарь Дмитрий Федорович Плешаков рассказал мне историю каждого колокола, показал могилы тех, на чьи пожертвования они в свое время отливались. Вот и плыл колокольный звон над лесами, полями, оживленной дорогой… Власти особо не вмешивались и даже напоминали о том, что нужно заботиться о благолепии храма, потому что он на виду. Но, разумеется, средств на это не выделяли.

— Ваш духовный путь поначалу был связан с северо-западным регионом страны: Ленинградская, Новгородская области, вы были епископом Архангельским и Холмогорским. Но с 1987 года у вас начинается новый этап — вы приезжаете на Кубань, где назначаетесь епископом Краснодарским и Кубанским. Через два года возведены в сан архиепископа. В 2001 году возведены в сан митрополита и вам присвоен титул «Екатеринодарский и Кубанский». Из мест, которые вам были хорошо знакомы, где вас знали и вы знали свою паству, попали на юг. Чем это было вызвано? И как сложно было вам принять данность своего нового служения Церкви в условиях многонационального Северного Кавказа?

— Любое назначение в Церкви обусловлено ее нуждами. Я всегда буду вспоминать свою первую кафедру — Архангельскую, потому что, по слову митрополита Никодима, «первая архиерейская кафедра — как невеста, с которой повенчал тебя Господь». Но в 1987 году Священный Синод определил мне быть на Краснодарской кафедре, и здесь я уже 24 года. За это время я сроднился с щедрой кубанской землей, раскрыл для себя особенности казачьего характера. Наверное, сказались украинские корни. Может быть, это сегодня покажется странным, но во второй половине 1980-х межнациональные отношения не были такими болезненными, как сейчас. Меня тогда заботило другое — малое количество храмов на Кубани. Было всего 76 приходов, причем большинство — просто приспособленные помещения, кубанские хаты, где до потолка в алтаре можно было рукой достать. Так что главную задачу для себя я видел в храмовом строительстве. Это было время церковного возрождения. Я помню, как горячо откликались люди на призыв строительства храмов, хотя жили гораздо беднее, чем сейчас. Общими усилиями через шесть лет количество приходов возросло до 200, а сегодня — уже больше четырехсот. И это уже — настоящие храмы.

— Власть и Церковь — эти два понятия за прошедшие со дня 25 октября 1917-го годы, казалось, стали почти несовместными! Однако за последнее время многое изменилось. Высшая власть и руководители на местах стали больше внимания уделять Русской Православной Церкви, прислушиваться к ее мнению. Проявления внимания разные: от присутствия на праздничной службе чиновников высокого ранга до активной помощи в строительстве храмов и решении других вопросов. Как вы считаете, действительно ли наша новая власть повернулась лицом к проблемам веры и Церкви?

— На нашей с вами памяти — грандиозный провал самой мощной попытки обосноваться в мире без Бога. И в этот провал едва не рухнула наша страна. Нужно отдать должное нынешней власти, которая действительно повернулась лицом к Церкви. Во всяком случае, это заметно и на уровне первых лиц государства, и на уровне нашего края. Александр Николаевич Ткачев не просто помогает Церкви как должностное лицо, его семья на личные средства построила храм-часовню в Выселках. Супруга губернатора Людмила Ткачева патронирует детский приют «Рождественский» при храме рождества Христова. Много делают для укрепления церковно-государственных отношений председатель ЗСК Владимир Андреевич Бекетов, вице-губернатор Галина Дмитриевна Золина, чья энергия меня иногда просто поражает. Я знаю, что всегда могу обратиться за помощью к Николаю Александровичу Долуде, атаману Кубанского казачьего войска. Владимир Лазаревич Евланов часто сам выходит с инициативами по оказанию помощи, как это было, например, с фестивалем православных фильмов «Вечевой колокол», который город взял под свое крыло. Всех мною названных, впрочем как и многих неназванных, но весьма уважаемых должностных лиц, я часто вижу за богослужением в кафедральном соборе или войсковом Александро-Невском соборе. И вижу искренность их молитвы. Многие из них живут полноценной церковной жизнью, участвуют в Таинствах, а не просто стоят «подсвечниками», как было метко замечено церковным народом в 1990-х годах по отношению к тогдашним властям. Конечно, среди управленцев есть и верующие, и неверующие. Но должен отметить, что мы сегодня практически не встречаем враждебности по отношению к православию. Наверное, большинство понимает, что национальная идея, о которой идут споры, невозможна без опоры на Русскую Православную Церковь, ибо православие и было в свое время той национальной идеей, из которой выросла российская государственность и великая культура.

— Еще один вопрос. Не можете ли вы рассказать о мере сотрудничества со светскими государственными и общественными организациями? Ведь известно о том, что епархия заключила договоры с департаментом образования, Госнаркоконтролем. В воинских частях священники окормляют православных воинов, становятся опорой в нелегкой военной службе.

— Да, мы ведем большую совместную работу. Наркоконтроль, например, организовал выездные приемные, в работе которых участвуют и священники. О нашем взаимодействии с департаментом образования я всегда говорю с особой теплотой. Много лет мы проводим всекубанские духовно-образовательные Кирилло-Мефодиевские чтения. Результатом стало изучение предмета «Основы православной культуры» в школах края. Теперь во время весенних каникул регулярно проходит Благовещенский педагогический форум, куда приезжают и педагоги, и сотрудники муниципальных управлений образованием, делятся опытом, а также посещают занятия, которые организованы силами епархии и которые ведут преподаватели Екатеринодарской духовной семинарии.

В этом году мы приглашаем общественные организации, которые занимаются социальной, культурной, образовательной деятельностью, к совместной работе в конкурсе «Православная инициатива-2011».

— А каковы отношения епархии с казачеством? После его реабилитации прошло уже 20 лет, численность казачества и роль его в жизни края постоянно растут.

— С первого дня у Кубанского войска есть войсковой священник. Вступающие в войско молодые казаки приносят присягу в церкви.

Полтора года назад мы поставили задачу по налаживанию более тесного сотрудничества на уровне куреней и благочиний, провели совместное совещание атаманов и благочинных. И сегодня видим добрые плоды нашей инициативы, когда священник стал желанным гостем на всех казачьих мероприятиях. Казаки, со своей стороны, помогают поддерживать порядок во время церковных праздников, когда бывает особенно много народа, вместе мы организуем крестные ходы. На сайте Кубанского казачьего войска есть раздел «Православие», где подробно освещаются все наши совместные мероприятия. А еще казаки там размещают электронную версию нашей епархиальной газеты «Православный голос Кубани», благодаря чему ее стали читать за рубежами нашей Родины представители казачьей диаспоры в Европе и Америке.

— В прошлом году Кубань посетил Его Святейшество Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Это событие вызвало духовный подъем среди православных и всего населения края. О значимости визита говорил и губернатор Краснодарского края А.Н. Ткачев. Чем для вас, владыка, стал визит патриарха в Екатеринодарскую и Кубанскую епархию? Поведайте, пожалуйста, о самом Святейшем Патриархе Кирилле, личности очень яркой. К тому же 24 мая у него был день тезоименитства…

— Визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла без преувеличения стал самым главным событием 2010 года. Он пришелся на конец года и тем самым заставил нас пристально и со вниманием подвести итоги, а Святейший помог наметить новые задачи. В частности, вы знаете, что губернатор Александр Николаевич Ткачев выступил с инициативой строительства новых храмов в ответ на замечание Святейшего Патриарха о недостаточном количестве храмов на Кубани. Вообще же Святейший Патриарх посещал Кубань уже неоднократно и в самые важные для нее моменты. Именно он, еще в бытность свою митрополитом, возглавил в 1988 году торжества в Краснодаре в честь 1000-летия крещения Руси. И мы увидели возрождение веры на кубанской земле, в нашем крае первозванном. В 2006 году митрополит Кирилл освящал восстановленный войсковой собор, и казаки хранят в своих сердцах особую признательность и любовь к Святейшему. И в этот визит он нашел самые нужные и важные слова — о казачьей доблести, которая вырастает из веры.

Святейший Патриарх Кирилл действительно яркая и неординарная личность. Мне посчастливилось неоднократно с ним общаться. Вот вы заметили, что день его тезоименитства приходится на 24 мая, это день памяти святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, который стал церковно-государственным праздником — Днем славянской письменности и культуры. Так вот Святейший рекомендовал всем правящим архиереям в этот день не ехать в Москву с поздравлениями, а оставаться в своих епархиях и вместе с властями и народом отмечать этот праздник. То есть все мысли и заботы Святейшего Патриарха — о Церкви, о России, о судьбах православия.

— Спасибо, Ваше Высокопреосвященство, за подробные ответы. Со светлым днем рождения, со славным юбилеем!

25 мая 2011 г.


Газета «Вольная Кубань»