Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

Источник информации: Московская епархия

1 июня русская православная церковь вспоминает св. блгв. вел. кн. димитрия донского.

князь димитрий — сын московского князя ивана красного, внук ивана калиты. в историю он вошёл не только как предводитель русского войска в знаменитой куликовской битве, положившей начало долгому и трудному освобождению руси от иноземного ига, но и как собиратель русских земель под главенством москвы, то есть, фактически, творец того государства, что именовалось московской русью, а позднее — россией.

с коломной святого благоверного князя связывало многое: здесь находилась его вотчина и летняя резиденция, здесь, в воскресенской церкви в 1366 году состоялось его венчание с юной суздальской княжной евдокией дмитриевной, отсюда, 14 лет спустя, он с огромным войском выступил в боевой поход на битву с мамаем.

память об этих далёких событиях русской истории до сих пор живёт в сердцах коломенцев. не случайно в 2007 году «визитная карточка города» — площадь перед кремлём — украсилась его конной статуей. а через год родилась традиция отмечать 1 июня как общегородской праздник.

с утра в тихвинской церкви на соборной площади благочинный церквей коломенского округа протоиерей владимир пахачев в сослужении духовенства благочиния совершил божественную литургию. в этом году день памяти св. блгв. кн. димитрия донского совпал с другим замечательным праздником — отданием пасхи. за богослужением молилось и причащалось множество коломенцев, особенно много было детей: учащиеся школы № 3 с углублённым изучением «основ православной культуры», юные витязи из военно-патриотического клуба «пересвет».

по окончании литургии народ вышел из храма, и во главе с духовенством, с пасхальными песнопениями, крестным ходом двинулся к памятнику под стенами кремля. священники несли большую икону святого благоверного князя димитрия донского. у памятника в кольчугах и шлемах в почётном карауле застыли воины из военно-исторического клуба «святогор», пришли школьники и молодёжь.

перед памятником и иконой духовенство совершило молебен святому князю, окропив народ освящённой водой. затем состоялся праздничный митинг, и первым на нём выступил ректор московского государственного областного социально-гуманитарного института, доктор исторических наук, профессор а. б. мазуров. алексей борисович специализируется по истории русского средневековья, поэтому тема, связанная с великим князем димитрием, с коломной, ему особенно близка. он начал рассказ с той исторической и политической обстановки, в которой выпало родиться и жить будущему великому князю: к моменту рождения димитрия русь уже более ста лет находилась под монгольским игом и была раздроблена, «как лоскутное одеяло». в младенчестве ему довелось пережить свирепую эпидемию чумы, унёсшую множество жизней из московского княжеского дома. в 9-летнем возрасте димитрий остался без отца, воспитывался святителем алексием московским — одним из самых мудрых и авторитетных людей того времени. когда митрополит алексий скончался, духовным наставником князя стал преподобный сергий радонежский, с которым князь советовался по самым важным вопросам. духовная близость с такими святыми людьми не могла не оказать на него своего влияния. другим важным обстоятельством, определившим духовно-нравственный облик великого князя, алексей борисович назвал его брак с евдокией суздальской, будущей прп. евфросинией московской. это был поистине счастливый брак, благословение божие.

во времена димитрия власть золотой орды над русью воспринималась уже как нечто законное — ханы носили титул царей, и русские князья считались их вассалами. но постепенно назревало желание обрести былую самостоятельность: сначала прекратили платить дань орде, затем, в 1378 году, впервые в истории русских земель, димитрий «посмел» дать бой войску мурзы бегича, шедшему наказать непокорных, на реке воже. это была первая победа русских дружин. но вершиной нарастающего сопротивления стала куликовская битва, событие символическое, как считал поэт александр блок: все силы русских земель тогда собрались и пошли в неизвестность, за сотни километров от границ руси. дмитрий шёл на поле куликово, чтобы победить или умереть, в знак этого даже были разобраны мосты через дон, по которым переправлялась русская армия. в битве князь участвовал как простой воин, был тяжело ранен, но остался жив.

куликовская битва переломила ход истории, и, хотя до окончательного освобождения руси было ещё сто лет:

— главное совершилось: дмитрий донской показал, что время ордынского ига сочтено, что, если русь объединится, она победит всех своих врагов — и на западе, и на востоке, а лидерство на руси с того времени закрепилось за москвой. стало понятно, что никакой другой князь не будет способен объединить русь. таким образом, куликовская битва предопределила создание единого русского государства с центром в москве.

наше время сейчас такое, что не очень-то принято говорить о героях. а говорить о них нужно, потому что они дают нам образцы, на которые мы в своей жизни можем равняться.

и ради этого мы сегодня собрались здесь, перед памятником дмитрию донскому, который воплотил благодарность коломенцев выдающемуся деятелю истории и человеку, который любил коломну «паче всех городов». вот об этом нам с вами надлежит помнить.

следом выступил ректор коломенской православной духовной семинарии протоиерей николай качанкин. коломенская семинария находится на территории старо-голутвина мужского монастыря, также тесно связанного с памятью димитрия донского: монастырь основан преподобным сергием радонежским в честь примирения великого князя с олегом рязанским, с которым у него был давний спор из-за коломны. это примирение немало способствовало прекращению княжеских междоусобиц и собиранию русских земель вокруг москвы:

— мы видим, что дмитрий донской — обычный человек, подверженный всем условностям этого мира. вместе с тем, мы воспринимаем его как героя, как святого, как человека великого. на чём же стоит величие этого человека? на его духе, на его вере, на его жертвенности. он сделал всё, что можно было сделать в его обстоятельствах, но, самое главное — он руководствовался любовью к родине, любовью к ближним и самопожертвованием.

в память о жизненном подвиге великого князя к его памятнику торжественно были возложены цветы.

далее праздник переместился на девичье поле — древнее место под коломной, где в 1380 году князь димитрий собирал русское войско на битву с мамаем. здесь у памятного знака, поставленного благодарными коломенцами в 1880 году в честь 500-летия куликовской битвы и возобновлённого уже в хх веке (тот памятник, к сожалению, был варварски уничтожен), и у поклонного креста, воздвигнутого 1 июня 2009 года, протоиерей владимир пахачев отслужил литию об упокоении всех «вождей и воинов, на поле куликовом убиенных». пел семинарский хор, у креста почётным караулом стояли мальчишки-«пересветовцы». на поле пришли ребята из двух колычёвских школ — № № 17 и 18. к ним отец владимир обратился с кратким словом, рассказав о значении этого исторического места и о подвиге великого князя.