Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

Источник информации: Оренбургская епархия
скоро – выпуск учеников духовных школ

17 и 26 июня 2011 года состоится выпуск учеников оренбургской епархиальной православной гимназии.
гимназия знаменита не только тем, что она самая большая в нашей епархии, но и тем, что ежегодно, на рождество христово и светлое христово воскресение, ее учителя и воспитанники готовят прекрасные спектакли и концерты, с которыми выступают не только в оренбурге. в этом заслуга как ректора протоиерея георгия горлова, так и его прекрасного коллектива и верных помощников – благотворителей, без которых такие масштабные костюмированные представления были бы невозможны. в свое время мы расскажем о выпускных актах, а сегодня предлагаем вниманию посетителей нашего сайта статью о руководителе гимназического хора светлане цукановой, любезно предоставленную нам александрой крюковой. (фото из архива пресс-службы епархии.)

«пою богу моему…»

счастлив тот, кто с юных лет сумел разглядеть в себе талант, которым наделил его создатель; кто трудом и упорством сохранил его и приумножил, чтобы с его помощью послужить богу и ближним.

20 лет прошло с тех пор, как светлана цуканова переступила порог асекеевской музыкальной школы. уже тогда музыка занимала в ее жизни большое место. затаив дыхание, она часами слушала пластинки анны герман, которая навсегда стала ее любимой певицей. в родительском доме всегда звучала песня, и вместе с отцом и старшей сестрой маленькая света блистала на сцене родного дома культуры. и именно музыка привела светлану в храм.
обычная светская девушка, далекая от церкви, после окончания бузулукского училища культуры по классу хорового дирижирования устроилась на работу певчей в храм всех святых, который через некоторое время приютил монахинь возрождающегося ново-тихвинского женского монастыря. певчих не хватало, и света полгода пела на многочасовых монастырских службах вместе с монахинями. тогда ее жизнь навсегда изменилась. сначала изменения были внешние: в гардеробе появились длинные юбки, платки, исчезла яркая косметика, почему-то расхотелось ходить на дискотеки. строгая монастырская дисциплина, основанная на послушании, не давала расслабиться. приходилось есть постную пищу, быть сдержанной в разговорах и поведении, вставать засветло и петь на непонятном тогда церковнославянском языке.
для человека, до этого никогда не ходившего в церковь, это было экстремальное воцерковление. однако основательная и упорная от природы, светлана стала постепенно изучать язык и устав богослужений, проникалась красотой песнопений и неожиданно для себя… обрела веру и уже не мыслила себя без пения на клиросе. день без него был пустым и потерянным. казалось, быть певчей – призвание девушки, но господь дал ей еще один талант – преподавание.
настоятелем храма всех святых тогда был протоиерей леонид антипов, и он доверил начинающему педагогу учить музыке первоклассников в только что отрывшейся при храме православной гимназии имени святого апостола иоанна богослова. отец леонид не ошибся: дети радовали своими успехами, особенно в праздники, когда трогательно и старательно выводили церковные песнопения. больше всех радовалась светлана, уже успевшая полюбить маленьких учеников.
а через год промысел божий привел светлану в оренбург, где в 2001 году по благословению митрополита оренбургского и бузулукского валентина образовалась православная гимназия имени святого праведного иоанна кронштадтского. в ее стенах светлана под руководством ректора протоиерея георгий горлова начала создавать православный детский хор. теперь, спустя 10 лет, это слаженный профессиональный коллектив, одинаково хорошо выступающий на сценических площадках и поющий на богослужении в храме святителя луки (войно-ясенецкого). и хотя ребята занимают высокие призовые места на городских и областных конкурсах, они не стремятся к известности. их цель – проповедь веры, несение слова божиего через музыку. они поют в музыкальных спектаклях для детей, выступают перед ветеранами, на вечерах духовности и на концертах, посвященных православным праздникам.
невозможно остаться равнодушным, слушая пение гимназистов. страдающие и одинокие отогреваются; черствые смягчаются и становятся милосерднее; гордые – смиреннее. создать такой хор непросто. что для этого нужно? лучше спросить у того, кто над этим успешно трудится.

– светлана, поделитесь своим опытом…
– во-первых, нужна помощь божия и соборная молитва. у нас в гимназии мы молимся перед каждым уроком, перед трапезой, на богослужениях, вместе ездим по святым местам. во-вторых, для профессионального хора нужна серьезная база, поэтому параллельно с основной учебой, изучением церковных предметов наши гимназисты учатся в музыкальной школе. музыка воспитывает их душу, формирует эстетический вкус, чувство прекрасного, дисциплинирует. именно через музыку дети чувствуют красоту богослужения. кроме того, теоретический курс музыки, изучаемый в стенах гимназии, имеет духовную направленность. нельзя говорить о моцарте, бахе, рахманинове, русской народной музыке, и не сказать о боге…
– начинать всегда трудно. с какими трудностями вы столкнулись?
– было нелегко. моя жизнь тогда напоминала жизнь сыщика. в первый год не было ни программ, ни учебников, ни кассет для преподавания музыки и хора в православных гимназиях. приходилось искать везде, где только можно. с миру по нитке. спасибо коллегам из музыкальной школы №1, директору т. о. барбазюк и концертмейстеру в.ю. урбанской, – они помогали записывать кассеты для уроков. единственный доступный тогда учебник под редакцией д. кабалевского исключительно советско-патриотического содержания. поэтому когда мне в руки случайно попал учебник е. критской, содержащий духовный компонент, я выписала выходные данные и отправилась в москву, прямиком в издательство «просвещение». удалось купить по одному учебнику в каждый класс начального звена. это было счастье, несмотря на то, что приходилось делать ксерокопии на каждый урок для всего класса.
– сейчас дети поют в храме на литургии как профессиональные певчие. как удалось достичь такого уровня исполнения?
– начинали мы с разучивания тропарей церковного круга великих и двунадесятых праздников. потом были панихида, отрывки из богослужений, а как вершина, уже в старших классах, – литургия и пасхальная праздничная служба. особое внимание на спевках мы уделяем тексту, ведь, как известно, «в начале было слово» (ин.1:1). основное требование к певчим, помимо музыкальной грамотности, – умение донести до молящихся содержание, смысл молитвы, а не демонстрировать собственные вокальные и артистические способности. нельзя превращать богослужение в концерт и давать пищу тщеславию. для этого дети учатся петь сердцем: искренне и благоговейно. кроме того, мы учим их слышать в хоре друг друга. часто я прошу кого-то из ребят перестроиться во время пения на другую партию. сначала это давалось с трудом, но постепенно они стали слышать и понимать всю партитуру. а это значит, что наши гимназисты при желании в будущем смогут стать не только певчими, но и регентами.
– влияет ли церковное пение на музыкальные пристрастия гимназистов?
– в какой-то степени. сейчас у них подростковый попсово-роковый период, но в выборе музыки чувствуется хороший вкус. духовная музыка – прекрасное противоядие пошлости. я заметила, что среди песен, которые они слушают, практически нет глупых и бессмысленных.
– вы отбираете в хор только одаренных?
– совсем нет. при желании каждый человек может развить в себе певческий голос и музыкальный слух. только необходимо создать для этого благоприятные условия. на уроках я активно использую различные развивающие методики. они направлены на то, чтобы ребенок прежде всего научился сначала слышать свой собственный голос. для этого он не должен его стесняться, бояться насмешек. постепенно он учится управлять своим голосом, слышать голоса других людей и себя в созвучии с ними. таким образом ребенок не только начинает правильно петь, но и становится более уверенным в себе, перестает зажиматься, ему приходится внимательно слушать других, что крайне важно для хорового пения. в каждом человеке есть искра божия. на своем опыте я убедилась, что бездарных людей не бывает. главное не уровень способностей, а желание и умение трудиться. именно этому мы и пытаемся научить наших гимназистов.

светлана цуканова – вдвойне счастливый человек. она не только реализовала свой собственный талант, данный господом, но и помогает раскрыться другим. а что может быть радостнее, чем видеть добрые плоды, семена которых посажены тобою в сердце другого человека?!

александра крюкова



Яндекс.Метрика