слово архиепископа новосибирского и бердского тихона на престольном празднике в монастыре в честь всех святых в земле сибирской просиявших г.черепаново
слово архиепископа новосибирского и бердского тихона на престольном празднике в монастыре в честь всех святых в земле сибирской просиявших г.черепаново
братья и сестры! храм в честь всех святых в земле сибирской просиявших обустраивался силами местной православной общины г. черепаново, отцом иоанном (луговских) одним из первых в нашей епархии, после многих лет гонений в 1988 году. были в то время свои сложности: мало оставалось у нас монашествующих, не было традиций монастырской жизни. поэтому иеромонах иоанн построил монастырь в могочино, в нынешней томской, а тогда единой епархии.
тогда он приехал ко мне и сказал: «поскольку я строил никольский храм в могочино, благословите там и монастырь основать». я дал благословение. и сейчас там великолепный огромный монастырь, очень много братьев и сестер проживают. паломников всегда много, трудников. а здесь на этом месте, в черепаново, тоже открылся монастырь четыре года назад. братья и здесь молится за весь мир. и в первую очередь, работают над своей душой, над исправлением своих ошибок, каких-то греховных пороков, страстей, чтобы принести пользу всему этому городу и району. здесь активно действует православный духовный центр и воскресная школа.
хотелось бы, чтобы продолжалось и развивалось здесь духовная жизнь, и сегодня мы молились за тех, кто устроил этот храм. конечно, это заслуга не только о. иоанна. многие ему помогали, многие молились о том, чтобы храм был построен, жертвовали свои деньги. это один из первых храмов который был воздвигнут в перестроечное время. из православных обителей тогда был восстановлен только свято-данилов монастырь в москве. но уже видно было, что духовная жизнь возрождается, и празднование тысячелетия крещения руси стало переломным моментом. с него началось духовное возрождение нашей великой россии.
конечно, духовная жизнь подразумевает взгляд на себя по-новому, с другой стороны. многие из нас ассоциируют свое сознание с состоянием своего организма. как что-то заболело – бежим к врачу. а все-таки самое ценное у человека не тело, а разум. что сие такое – никто знать не может, кроме того, что это дар божественный. но что происходит в нашем разуме – как-то мы стараемся не замечать. не обращать внимание. как сказал один профессор из московской духовной академии, наш разум подобен пыльной дороге, где каждое животное оставляет свой плохой след. и надо, конечно, во время жизни стремиться познать ее цель и смысл жизни, чтобы получить будущую жизнь, царство небесное.
человеку, который осознал, кто он есть и для чего существует на этой земле, становится легче жить. он по-другому начинает относиться и к природе, и к обществу. да и к самому себе – ведь он старается ценить жизнь. он старается сделать так, чтоб вокруг него окружающим людям жилось комфортно, старается помогать всем. чтобы вокруг него были счастливые, благополучные люди. потому что счастье человеческое не может быть у одного человека. человечество – это одна семья, где беды и радости одни на всех. и поэтому большая отвественность на нас, христианах. на людях, пошедших за христом. взявших на себя крест духовной жизни, который надо нести не день или два, а всю жизнь, до самого гроба. а благочестие, оно, конечно, вызывает неудобства в этой жизни. многие не понимают: для чего нужно молиться, для чего делать добрые дела, для чего нужно стараться отдавать, вместо того чтобы забирать. это непонятно, потому что духовная жизнь противоположна материальной.
в материальной жизни люди живут потреблением. как говорят в рекламе: «берите от жизни все!». а христианское дело – отдавать. отдавать то, что мы приобрели бескорыстно, другим людям. и планка духовной жизни измеряется по самоотдаче, по самоотверженности, по жертвенности ради других, ради окружающих нас. и к этому нас должна обязывать любовь христианская, потому что в каждом человеке мы должны видеть образ божий. познавая себя, мы познаем других людей. и любовь наша будет от этого укрепляться – от добрых дел и от чистоты собственной жизни. поэтому немного так надо человеку для духовной жизни. посмотрите, что говорит нам священное писание: вес духовной жизни соблюдается по соблюдению постов. соблюдает человек среду и пятницу, другие посты. значит, у него успешно идет духовная жизнь. если человек одержал победу над своим желудком, значит, наведет порядок и в своем разуме. если не смог победить желудок, что остается говорить о разуме. это субстанция, которая нам неизвестна. поэтому все начинается с малого. если ходим в храм, значит, у нас есть какое-то устремление. вспомните святых мучеников: тех, кто и в древние годы, и в недавнее советское время страдали за веру, благочестие, патриотизм. они отдавали свою жизнь, проливали свою кровь не напрасно –они стояли за правду. благочестие требует стойкости и мужества.
не потому ли сейчас так много самоубийц и отчаявшихся – люди не могут найти себя в жизни, потому что у них нет духовного мужества. а духовное мужество дает благочестивая жизнь. и если человек старается придерживаться нравственного закона, то он укрепляется в этом мужестве, и трудности жизни переносит легко, не впадая ни в отчаяние, ни в тоску. потому что ему все легко. он с богом, он стремится к будущей жизни. а эта жизнь для него лишь большая школа, где он приобретает благодать божью, которая приходит к его духу и благоустраивает душу. все мы любим людей добрых, честных, трудолюбивых. а кто их будет воспитывать? воспитание не заключается в том, что я стану объяснять вам, как жить и что делать. нет. прежде всего, надо воспитать себя, тогда мы принесем пользу и всему обществу.
я хочу поблагодарить отца кирилла и братию монастыря за их молитвенные труды и за востановление храма святителя алексия, за их большую просветительскую работу здесь. они ведут большую пастырскую работу не только здесь, но ещё в нескольких приходах и подворьях. и люди их везде ждут. их слова хотят услышать, ибо сейчас есть такая необходимость, люди жаждут духовной жизни. время сейчас благоприятное.
хочу поблагодарить всех вас, дорогие черепановцы, отцы, братья и сестры, за вашу любовь к храму божью, за то, что вы находите время посещать храм и возносить здесь свои молитвы. доброго вам здоровья, благополучия вам и вашим семьям. успехов вам в духовной жизни.