Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов
Сегодня у нас в гостях - проректор по воспитательной работе Казанской Духовной Семинарии, клирик Казанской и Татарстанской Епархии - игумен Кирилл (Илюхин).
Многие священнослужители и миряне Ижевской и Удмуртской Епархии, являясь выпускниками КазДС, очень хорошо знают отца Кирилла. О своем наставнике отзываются как о всесторонне развитом преподавателе и очень интересном собеседнике.
По словам бывших учеников Казанской Семинарии, отец проректор, всегда относился к учащейся братии как к своим детям, то есть с любовью, поэтому встречно снискал у учащихся искреннее почтение.
Отец Кирилл по приглашению игумена Вениамина (Крюкова), настоятеля Свято-Михаило-Архангельского храма города Можги несколько раз в формате частного паломнического визита посещал Можгинский Михайловский храм, а также кафедральные храмы города Ижевска.
Его Высокопреподобие почел за радость познакомиться поближе и пообщаться с нами и нашими читателями.
- Отец Кирилл! Как получилось, что желание послужить Церкви Христовой совпало с возможностью несения учительского послушания в Казанской Семинарии?
В Церкви все совершается по воле Божией. В 2003 году я переехал в Казань. Правящим архиереем, архиепископом Анастасием, мне определено было служить в Петропавловском соборе этого прекрасного города. Чуть позже, в августе Владыка предложил мне преподавать Катехизис (ред.: наука о Православной Вере) в Казанской Духовной Семинарии. Поскольку на тот момент я сам недавно (в 2001 году) закончил Семинарию и чуть больше года был в сане священника, предложение это меня одновременно и обрадовало (доверием архипастыря и Ректора духовной школы) и испугало (боялся что не справлюсь, не найду, в виду молодости, понимания и необходимого уважения со стороны студентов). Тем не менее, к началу учебного года я вошел в преподавательскую корпорацию, а с первого сентября стал еще и инспектором Семинарии. В январе следующего года, указом Ректора я стал нести послушание проректора.
- Батюшка! Расскажите нам о сегодняшнем студенте духовной школы. С какими чаяниями и надеждами нынешние абитуриенты приходят в семинарию? И происходят ли какие-то особые изменения в личности за период учебы?
В первую очередь это люди, делающие сознательный выбор, поскольку поступая в Семинарию, человек знает, что отучившись здесь, он не сможет стать инженером, менеджером или поваром. Семинария готовит будущих священно-церковнослужителей.
Изменения в характере, личности студента за пять лет пребывания в стенах духовной школы, конечно же, происходят. Не зря учащиеся Семинарий называются воспитанниками. Перед начальствующими и педагогами стоит очень серьезная задача - развить духовные качества человека, воспитать достойного пастыря Церкви.
- Очень часто (судя по новостному блоку Вашего сайта) КазДС посещают известные и популярные люди. Кто из них, и чем, Вам запомнился больше всего?
Больше всего запомнилась Заслуженная артистка России актриса Нонна Гришаева. Семинарию она посетила в 2009 году, когда участвовала в телевизионном проекте Первого канала ОРТ "Моя родословная". Дело в том, что один из ее предков Гордий Саблуков - известный ученый, исламовед, автор первого перевода Корана на русский язык, был профессором Казанской Духовной Академии. Я помогал собрать информацию об этом ее предке и принимал Нонну Валентиновну с ее мамой в нашей Духовной Школе. Она очень живо интересовалась историей духовного образования в Казанском крае. Это глубоко верующий человек.
- Отец игумен! Как мне кажется, Вам человеку, вовлеченному в образовательный процесс, совсем не чужды проблемы этой сферы. Как Вы относитесь к последней реформе в системе образования?
Проводимую священноначалием и Учебным комитетом РПЦ реформу в сфере духовного образования я нахожу нужной и своевременной. В итоге этот процесс приведет к признанию нашего образования, дипломов и ученых степеней Государством, светскими ВУЗами. Очень важно признание и на Западе. Сейчас мы обучаем по разным стандартам, а по завершении реформы придет взаимопонимание, что в свою очередь откроет новые горизонты для сотрудничества.
- Из всего видно, что в сегодняшнем Татарстане живо присутствует Православная Церковь. Вами, лично, как священнослужителем, наверняка ставится определенная оценка отношений республиканской власти и общества в целом, по отношению к Православию. Так какова эта оценка на сегодняшний день?
Взаимоотношения светской власти Республики и религиозных объединений строятся на взаимопонимании и уважении. При кабинете министров существует специальный отдел занимающийся вопросами религии. Вообще религиозная обстановка в Татарстане очень хорошая. У нас две основные конфессии - Ислам и Православие.
У Епархии теплые, основанные на взаимоуважении, отношения с Духовным управлением мусульман. Традиционно правящий архиерей вместе с муфтием Татарстана участвует во всех официальных мероприятиях, организуемых руководством Республики. Православное и мусульманское духовенство проводят круглые столы и конференции. Показательно и то, что за последние четыре года было заключено несколько трехсторонних соглашений о сотрудничестве между Казанской Епархией, Духовным управлением мусульман Татарстана и различными министерствами Республики. Добрые отношения сложились со старообрядцами и католической общиной Казани.
- В окончании нашей замечательной беседы хотелось бы, Вам, как человеку несущему послушание руководителя Епархиального Информационного Отдела Казанской Епархии, задать вопрос о взаимодействии Русской Православной Церкви со средствами массовой информации. Сейчас создана благоприятная атмосфера, при которой Церковь благодаря журналистам имеет возможность свидетельствовать о Боге, о Вере, об образе христианской жизни и т.д. Так ли это, и насколько важно сотрудничество Церкви и СМИ?
Конечно, за последние годы ситуация с освещением жизни Церкви в СМИ очень изменилась. Даже в начале девяностых годов, когда отношение Государства к Церкви стало другим, светские журналисты еще продолжали видеть в религии некий обскурантизм и часто писали с иронией. Я был тогда ребенком, но помню это. И вот теперь по прошествии двадцати лет мы можем смело говорить о пользе и необходимости сотрудничества Церкви и светских СМИ. Своим трудом они часто помогают людям придти к Богу. Правда огорчает порой неграмотность отдельных служителей пера и нежелание проконсультироваться, получить комментарий священника. И, тем не менее, пользы от внимания журналистов к Православию, конечно же, больше.
- Благодарим Вас, Ваше Высокопреподобие за интервью, и надеемся на наше общение и в будущем!