православный календарь: положение честной ризы пресвятой богородицы во влахерне
в годы правления византийского императора льва великого, македонянина (457-474), братья гальбий и кандид, приближенные царя, отправились из константинополя в палестину на поклонение святым местам. в небольшом селении вблизи назарета они остановились на ночлег у одной престарелой еврейки. в ее доме внимание паломников привлекли зажженные свечи и курящийся фимиам. на вопрос, что за святыня находится в доме, благочестивая женщина долго не хотела отвечать, но после неотступных просьб поведала, что хранит дорогую святыню – ризу богородицы, от которой происходят многие чудеса и исцеления. пресвятая дева пред успением подарила одну из своих одежд благочестивой девице-еврейке из этого рода, завещав ей передать ее перед смертью также девице. так, от поколения к поколению, риза богоматери сохранялась в этой семье.
драгоценный ковчег, содержавший священную ризу, был перевезен в константинополь. святой геннадий, патриарх цареградский, и император лев, узнав о священной находке, убедились в нетленности святой ризы богородицы и с трепетом приложились к ней. во влахерне, близ берега моря, был воздвигнут новый храм в честь богоматери. 2 июля 458 года святитель геннадий с подобающим торжеством перенес священную ризу во влахернский храм, вложив ее в новый ковчег.
впоследствии в ковчег с ризой богородицы положены были ее святой омофор и часть ее пояса. это обстоятельство и запечатлено в православной иконографии праздника, объединяющей два события: положение ризы и положение пояса богоматери во влахерне.
не раз при нашествиях врагов пресвятая богородица спасала город, которому даровала свою священную ризу. так было во время осады константинополя аварами в 626, персами – в 677, арабами – в 717 годах. особенно знаменательны для нас события 860 года, тесно связанные с историей русской церкви.
18 июня 860 года русский флот князя аскольда, в составе более 200 ладей, опустошив берега черноморья и босфора, вошел в бухту золотой рог и угрожал константинополю. в виду города плыли русские корабли, высадившиеся воины направились в сторону города. император михаил iii, остановив начатый поход на арабов, вернулся в столицу; всю ночь он молился, простершись ниц на каменных плитах храма влахернской божией матери. святой патриарх фотий обратился к пастве с проповедью, призывая слезами покаяния омыть грехи и в усердной молитве прибегнуть к заступничеству пресвятой богородицы.
в этих условиях было принято решение спасать церковные святыни, и прежде всего – святую ризу богородицы, которая хранилась во влахернском храме, недалеко от берега залива. после всенародного молебна святую ризу богоматери, взятую из влахернского храма, с крестным ходом обнесли вокруг городских стен, погрузили с молитвой край ее в воды босфора, а затем перенесли в центр царьграда – храм святой софии. божия матерь своей благодатью покрыла и усмирила воинственность русских воинов. заключив почетное перемирие, аскольд снял осаду константинополя. неделю спустя, 2 июля, чудотворную ризу богоматери торжественно возвратили на ее место, в раку влахернского храма. в воспоминание этих событий было установлено святым патриархом фотием ежегодное празднование положения ризы богоматери 2 июля.
вскоре, в октябре – ноябре 860 года, русское посольство прибыло в константинополь для заключения договора «любви и мира». в условия мирного договора входили положения о крещении киевской руси, о выплате византией русским ежегодной дани, разрешении им вступать в византийскую армию, вести торговлю на территории империи (прежде всего, в константинополе), посылать в византию дипломатические миссии.
важнейшим был пункт о крещении руси. и аскольд принял святое крещение с именем николай, крестились и многие из его дружины. непосредственно из царьграда, столицы православия, трудами святых кирилла и мефодия пришли на русь славянское богослужение и славянская письменность. в киев был назначен святителем фотием митрополит михаил, и русская митрополия была внесена в нотиции - списки епархий константинопольского патриархата.
праздник положения ризы пресвятой богородицы во влахерне является, таким образом, одновременно праздником канонического основания русской православной митрополии в киеве. благословением божией матери и чудом от ее святой ризы совершилось не только спасение царьграда от самой грозной осады за всю его историю, но и спасение русских из тьмы языческого суеверия к вечной жизни. вместе с тем, 860 год принес признание киевской руси византией, ознаменовал равноправный выход молодого русского государства на арену истории.
почитание праздника ризоположения издревле известно в русской церкви. святой андрей боголюбский воздвиг во владимире на золотых воротах храм в честь этого праздника. в конце хiv столетия часть ризы богоматери была перенесена из константинополя на русь святителем дионисием, архиепископом суздальским.
святая риза богоматери, хранившая прежде столицу византии, спасала впоследствии от неприятеля и первопрестольную москву. летом 1451 года под стены москвы подступали татарские полчища царевича мазовши. святитель иона, митрополит московский, непрестанными молитвами и церковными службами укреплял защитников столицы. в ночь на 2 июля, сообщает летопись, в татарском стане случилось великое смятение, враги бросили награбленное добро и в беспорядке поспешно отступили. в память чудесного избавления москвы святой митрополит иона в том же году воздвиг в кремле церковь ризоположения, ставшую его крестовой (домовой) церковью. она сгорела, но на ее месте тридцать лет спустя была построена в 1484-1486 гг. новая, также посвященная празднику положения ризы богоматери. этот храм, стоящий доныне, продолжал служить домовым храмом русских митрополитов и патриархов до того времени, как был возведен при патриархе никоне собор двенадцати апостолов.