Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов
В канун Дня Крещения Руси Святейший Патриарх Московский и всея Руси направил Первосвятительское послание архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви. |
Преосвященные архипастыри, всечестные отцы, дорогие братья и сестры!
Ныне Русская Православная Церковь совершает молитвенную память святого равноапостольного великого князя Владимира, просветившего предков наших светом Христовой истины.
Сей день — особый не только для людей воцерковленных. Замечательно, что эта памятная дата значится и в государственных календарях наших стран как День Крещения Руси. Таким образом, вместе с нами радость этого празднования разделяют и все те, кто неравнодушен к славянской истории и культуре.
Киевская крещальная купель навеки связала общей исторической судьбой единокровные народы России, Украины и Белоруссии. Это поворотное событие на столетия определило национальную идентичность восточных славян, задав вектор их духовно-нравственного и культурного развития. Войдя в большую семью христианских народов, мы стали причастными к великой христианской цивилизации с ее замечательными достижениями мысли, высокой духовностью и богатейшим творческим наследием. В духовно-историческом и религиозно-культурном понимании все мы, преемники днепровской Иордани, являемся, невзирая на разделяющие нас земные границы, гражданами единого духовного Отечества — Святой Руси.
Для наших стран Православие стало той мощной силой, которая повлияла на формирование национального характера, нравственного облика и психологического склада народов исторической Руси. Оно также способствовало созиданию государственности восточных славян, развитию самобытной культуры и самого уклада жизни.
По меткому выражению выдающегося религиозного мыслителя XIX века Дмитрия Алексеевича Хомякова, «камень веры нужен не для построения прямо на нем государства и светского общества, а для того чтобы, стоя на нем, каждый человек старался бы устранить из государства и светского общества все, по возможности, что противно по вере».
Действительно, противостояние безнравственным и порочным явлениям в общественной жизни — важнейшая составляющая социальной миссии православного христианина. Необходимо осознавать, что христианство — это всегда некий вызов помраченному грехом человеческому общежитию и в то же время ответ на его мучительные поиски выхода из духовного тупика.
Церковь призывает человека проявить волю ко спасению и избрать Богом заповеданный образ жизни по совести, в основании которого лежат такие ключевые понятия, как нравственность, любовь и вера.«Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое», — говорит нам Господь (Втор. 30, 19). Только так, следуя Божьему гласу, мы сумеем сохранить и передать последующим поколениям благодатные дары нашей православной традиции.
Однако одной из самых труднорешаемых задач на этом пути является преодоление того специфического духовного состояния современного верующего человека, которое можно охарактеризовать как новейшее двоеверие. Сегодня нередко можно встретить внешне благочестивого прихожанина, литургический и повседневный образ жизни которого вступают в немалые противоречия и даже нравственные коллизии. По моему глубокому убеждению, мы только тогда сможем говорить о подлинно духовном выздоровлении человека и общества, когда религиозная мотивация станет основополагающей при решении этических проблем современности.
Посему особенно ценен и поучителен для нас духовный опыт святого равноапостольного князя Владимира. Его собственное крещение произвело в нем коренную перемену: иным стало не только мировоззрение, но и вся последующая деятельность князя. Читая его житие, мы видим яркий и сильный образ. Образ человека, откликнувшегося на божественный призыв, ставшего христианином и поставившего своей целью приобщение всего общества к опыту жизни в соответствии с Евангельской нравственностью. Именно это соделало его равным апостолам, которые проповедовали народам слово Божие, утверждали спасительную Истину и обращали ко Христу человеческие души.
Если же мы посмотрим на дальнейшую нашу историю, то увидим, что следствием судьбоносного выбора одного человека со временем стали плоды святости сотен тысяч людей. Духовные наследники святого Владимира явили миру подвиги веры и благочестия на всем пространстве исторической Руси и за ее пределами. Это еще раз доказывает, что духовный путь святого равноапостольного киевского князя имеет универсальное, неподверженное временным изменениям значение.
Испросим же у Господа силу веры и любви, крепость духа и твердость в следовании Его заповедям, дабы быть нам достойными наследниками и продолжателями дела святого равноапостольного великого князя Владимира. А для того облечемся не только во внешние одежды «людей христианских», но и упорным духовным трудом обновим своего внутреннего человека по образу Христа, «Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари» (Кол. 1, 15).
+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ