протоиерей алексий горин: «священномученик митрополит вениамин умел донести слово божие как до образованных слоев общества, так и до простого народа»
сайт нижегородской епархии. текст светланы высоцкой
о священномученике рассказал настоятель прихода церкви в честь святой живоначальной троицы пос. копосово г. нижнего новгорода протоиерей алексий горин:
«обладая особым даром слова, священномученик митрополит вениамин умел донести слово божие как до образованных слоев общества, так и до простого народа. став епископом, он регулярно объезжал приходы петроградской епархии, принимая самое живое участие в жизни каждого из них.
в бурные революционные годы в церкви начались шатания и разделения, многие увлеклись ложными учениями. одним из руководителей обновленческого раскола стал некогда известный проповедник протоиерей александр введенский, которого в молодости митрополит вениамин поддерживал и наставлял, но тот не устоял в истине, поддался на соблазны века сего. в 1922 году советская власть под предлогом помощи голодающим объявила об изъятии церковных ценностей. митрополит вениамин еще до этого распоряжения, основываясь на благословении святейшего патриарха тихона, организовал сбор пожертвований в пользу голодающих, но советская власть отвергла этот жест доброй воли русской церкви и приказала насильственно изымать из храмов всю утварь, включая богослужебные сосуды. митрополит вениамин попытался призвать власти к ответственности. он говорил, что церковь всегда готова откликнуться и помочь страждущим. более того, он даже был готов передать и священные сосуды, но церковные каноны позволяют отдавать их исключительно для помощи страждущим, для выкупа пленных ― ни на что другое они не могут быть употреблены. дело в том, что уже тогда в обществе появились справедливые сомнения в том, что изъятые ценности действительно пойдут погибающим от голода. и только за то, что митрополит вениамин попросил власти развеять такие сомнения, он был схвачен и осужден ― власть посчитала, что святитель требует от нее отчета. а роль иуды-предателя сыграл а. введенский. когда охрана пришла арестовывать владыку, введенский подошел к нему, испросил благословение и попытался приложиться к щеке митрополита, но тот остановил его со словами: „оставьте, отец александр, мы с вами не в гефсиманском саду!“
после этого состоялся скорый и неправый суд… известие о смертном приговоре архипастырь воспринял достойно, с духовным спокойствием.
сохранилось предсмертное письмо священномученика, в котором он не только свидетельствует о своей вере, но и дает последнее наставление бедствующим пастырям церкви христовой: „я радостен и покоен, как всегда. христос ― наша жизнь, свет и покой. с ним всегда и везде хорошо. за судьбу церкви божией я не боюсь. веры надо больше, больше ее иметь надо нам, пастырям… надо себя не жалеть для церкви… нам ли, христианам, да еще иереям, не проявлять подобного мужества даже до смерти, если есть сколько-нибудь веры во христа, в жизнь будущего века!“