Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов
на святой земле мы были дома… |
каждый раз, оказываясь в иерусалиме, он наблюдает чудо. чудо преображения других людей. таких разных. одни стремятся попасть туда всей душой, движимые горячей верой, другие едут из любопытства, третьи считают, что все зависит от промысла и если бог сочтет их достойными, они непременно окажутся на святой земле. в итоге все собираются вместе, но каждый выносит что-то свое. в этот раз в иерусалим отправились 25 курганских паломников, в том числе три священника, среди которых настоятель прихода святого прокопия устюжского села чернавское притобольного района иерей павел балин. — отец павел, как началось это уже не первое ваше путешествие? — первая встреча с израилем происходит в аэропорту. представители израильских спецслужб тщательно досматривают содержимое чемоданов. на пытливые вопросы «о бомбах» лучше не отшучиваться. не поймут и даже обидятся, что может стоить вам поездки. убедившись, в отсутствии потенциальных террористов, пассажиров пропускают на борт самолета. кстати, израильские авиакомпании одни из самых безопасных в мире. — наверное, уже в самолете паломники друг с другом знакомятся? — да, узнаешь мотивации, кто, зачем летит, и потом наблюдаешь, как порой эти мотивации удивительным образом меняются. к примеру, один из паломников в нашей группе поехал посмотреть израиль из чистого любопытства. в церковь он никогда раньше не ходил, ни одной молитвы не знал и вообще недоумевал, чем будет на святой земле заниматься. чудо внутреннего преображения случилось с ним в первый же день. вечером мы прибыли в вифлеем и разместились в гостинице. когда солнце село и на небе появились россыпи звезд, он, выйдя на улицу, замер, глядя в небеса. долго вслушивался, всматривался и вдруг начал говорить без устали: «наверное, когда господь иисус христос жил, такая же ночь была, так же звезды светили, птицы пели, и цветы так же благоухали, как и 2000 лет назад». — а ещё подобные случаи были? — конечно. мне очень запомнился один молодой человек. он поехал посмотреть передовые израильские технологии, особенно уповал на медицину. в самолете себе график прописал: один день потратить на мертвое море, пока другие по храмам ходят, а после изучать достижения научно-технического прогресса. но в первый же день у него к вечеру заболел зуб. на второй день щека критически опухла. тогда молодой человек обратился к передовой израильской медицине, будучи уверен, что его быстро вылечат. но господь все расставил иначе. на первом приеме у врача ему просто дали лекарство, содрав за «чудо-пилюлю» кучу денег. но чуда не произошло, пилюля не подействовала. парень отправился на второй прием. он вновь отдал солидную сумму, врач произвел какие-то нехитрые манипуляции и отправил его восвояси. на третий день зуб настолько загноился, что возникла угроза жизни. в любой момент гной мог попасть в мозг. негодуя, он кричал израильским докторам: «вылечите меня, где ваша хваленая передовая медицина?» но те лишь разводили руками. никто не хотел связываться с русским туристом, брать на себя ответственность за его лечение, все лишь вымогали плату. вечером в полном отчаянии молодой человек вернулся в гостиницу. и тут ему навстречу вышла пожилая женщина — паломница из нашей группы, которая настолько прониклась состраданием к парню, что стала предлагать все свои деньги, лишь бы облегчить страдание, лишь бы ему действительно помогли. его поразило такое участие незнакомого человека, он многое переосмыслил. этим же вечером молодой человек пришел в храм и, наверное, молился больше всех. на следующий день «передовой» израильский врач вскрыл ему десну простым ножом без всякого обезболивания и выпустил гной. остаток поездки он провел, посещая храмы, много думал, а перед самым отъездом сказал: «у меня совсем изменилось представление о святой земле, я теперь знаю, что израиль — это не передовые технологии, это нечто совершенно другое, не выразимое словами. я своими глазами видел святость, видел места, где действует благодать, меня коснулось нечто незримое и сильное. теперь я знаю, нужно порой заболеть телесно, чтобы выздороветь духовно». — удалось ли курганским паломникам побывать на службе в храме гроба господня? — не просто побывать, но и причаститься. богослужения в храме ведутся только ночью. с 24.00 служат православные греки, затем армянский каталикос и католики. русским священникам греки позволяют присутствовать на литургии, дают произносить некоторые возгласы. во время богослужения все места на голгофе были уже заняты, мы стояли внизу. ночь выдалась холодная, наше место оказалось самым продуваемым сквозняком, но никто из группы не ушел. все стояли, претерпевали, молились. затем нашли укромный уголочек и исповедовались. видимо греки прониклись к нам уважениям и по окончанию богослужения троих курганских священников отца иоанна ушакова, отца сергия тельманова и меня провели через алтарь храма на голгофу к святым дарам и позволили причаститься самим и причастить всю нашу группу. — что вам ещё запомнилось? — купание в иордани. место, отведенное для погружения в священную реку паломников, всегда переполнено людьми. а в этот раз так получилось, что никого не было. мы отслужили молебен и стали омываться в священных водах, радуясь такой уединенной возможности. но когда вышли, переоделись, откуда-то из кустов появились предприимчивые люди и стали за 15 долларов предлагать диски, на которые с нескольких камер заснято и уже даже смонтировано наше купание. некоторые купили. — весь день вы проводили в паломнических поездках, объехали всю святую землю с севера на юг. побывали ли в храмах и монастырях русской духовной миссии, связанных с именем нашего земляка антонина капустина? — разумеется, пройти мимо мы просто не могли. на родине об антонине капустине известно мало, а в иерусалиме ему памятники стоят. практически все православные монастыри на святой земле связаны с его именем, поскольку он их приобретал для русской духовной миссии. причем ему препятствовали все: и царское правительство, и арабы, и католики, и евреи, но благодаря зауральской закалке он выстоял. приехал однажды какой-то министр российский в израиль, и антонин капустин ему предложил посетить иордан. на что министр удивленно ответил: «а там что представление дают? чего там смотреть?» уже в то время наше общество было очень развращено, революция не на пустом месте произошла. — правда ли, что антонин капустин во время раскопок нашел порог судных врат (последнее место крестного пути спасителя перед голгофой), описанный в евангелии? — да, его многие тщетно искали. один немец католик даже сделал точные расчеты, все перекопал, но так и не нашел. господу было угодно, чтобы обнаружил его отец антонин. архимандрит антонин купил участок рядом с храмом гроба господня и когда стал проводить раскопки, нашел порог судных врат. вообще для русской духовной миссии он собрал многие святыни. за большие деньги приобрел камень от голгофы, который теперь хранится в александровском подворье. там же находится игольное ушко, о котором говорится в евангелии: «богатому так же трудно войти в царствие небесное, как верблюду пройти сквозь игольное ушко» (евангелие от матфея, гл. 19, ст. 24; евангелие от луки, гл. 18, ст. 25). игольное ушко — это такая щелочка в стене. когда раньше на ночь закрывали ворота древней крепости иерусалим, оставляли игольное ушко, куда мог протиснуться задержавшийся путник. ни верблюду, ни коню пройти туда было невозможно — только человеку, так как щель очень узкая. теперь все паломники, оказавшись в иерусалиме, через игольное ушко стараются протиснуться, поскольку по поверью человек грешный этого сделать не может. слава богу, курганцы прошли все. — наши паломники вообще чем — то отличаются от других? — русские паломники выглядят очень опрятно. а женщины наши самые красивые! и евреи, и арабы с уважением на них смотрят. бабушки наши просто героические. в группе у нас была одна пожилая женщина 72-х лет. я очень переживал, как она выдержит чрезвычайно плотный график богослужений и паломнических поездок. но она дала фору молодым, шла впереди всех, порой даже не шла, а стрелой летела, заряжая всех бодростью духа. еще удивительно, как отличаются православные паломники и католические. как правило, католики увозят со святой земли сувениры, а православные — разные веточки, камушки, воду из иордана, землицу, то есть запасаются святынями. но в храме гроба господня все молятся со слезами. поскольку вера не разделяет людей, а наоборот раскрывает богатство человека. такое ощущение, что там, на святой земле, мы были дома. мы искренне радовались и вели себя, словно маленькие дети в присутствии любящего отца. лариса фомина.
|