богослужение воскресного дня в спасо-вознесенском монастыре совершил правящий архиерей
епископ смоленский и вяземский пантелимон возглавил богослужения воскресного дня в спасо-вознесенском женском монастыре города смоленск. на божественной литургии преосвященнейший пантелеимон возвел в сан игумении настоятельницу спасо-вознесенской обители монахиню елисавету (киселеву) с вручением ей игуменского жезла. днем ранее после всенощного бденияархиерей совершил чин монашеского пострига – в ризу правды облачилась одна из насельниц обители инокиня феодора с наречением нового имени аркадия в честь святого преподобного аркадия вяземского и новоторжского.
в приветственном слове, епископ пантелеимон призвал молящихся задуматься над отрывком из послания апостола павла к коринфянам, звучавшим в этот день в храме на божественной литургии. архипастырь отметил:
«апостол павел обличает современных ему христиан и говорит им на своем примере о том, что такое христианство. «я думаю, – говорит он, – что нам, последним посланникам, апостолам, бог судил быть как бы приговоренными к смерти, потому что мы сделались позорищем для мира, для ангелов и человеков. мы безумны, – говорит он о себе и своих собратьях апостолах, – христа ради. а вы, – говорит он своим духовным чадам, которых он родил своим благовествованием и которые забыли его образ, имеют неправильный образ, может быть даже, самого христа, – мудры во христе. мы немощны, а вы крепки. вы в славе, а мы в бесчестии».
и дальше апостол павел продолжает говорить о том, как он живет – первоверховный апостол, который возглавил апостольскую общину. «даже доныне, – говорит он, – мы терпим и голод, и жажду, и наготу, и побои, и скитаемся, и трудимся своими руками». жизнь совсем непохожая на то, что нам представляется в этой жизни достижением, представляется приятным, радостным, совсем не то, к чему стремятся современные люди, да и современные христиане. «злословят нас – мы благословляем, гонят – мы терпим, хулят нас – мы молим. мы, – говорит он, как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне».
мы живем в то время, когда кончились страшные, небывалые в истории гонения, когда люди, стоящие у власти, принимают православие, становятся христианами. мы живем в то время, когда возрождаются храмы, здания монастырей, когда мы можем спокойно обучать своих детей заповедям божиим, совершать дела милосердия, безбоязненно собираться в воскресенье на божественную литургию. мы живем во времена благоденствования, и хотелось бы, чтобы это благоденствование наше стало еще больше, чтобы государство выделяло деньги на строительство новых храмов, помогало возрождать те монастыри, которые были разрушены государственными безбожными усилиями, чтобы нам дали на телевидении канал православный, чтобы мы могли всем о своей вере говорить, чтобы врачи, которые работают гинекологами, свободно могли отказываться от абортов и продолжать работать врачами. мы требуем для себя неких прав, мы хотим быть крепки, мудры, сильны, хотим не быть немощными, хотим быть в славе и в чести. а вот апостол павел пишет нам о другом: возможно ли быть христианином в этом мире и не быть гонимым? возможно ли в этом мире достичь некой славы, соединив ее с христианской верой? возможно ли быть сытым, и богатым, и покойным, и в то же самое время исповедовать христа? судя по словам апостола павла, это невозможно».
после литургии епископ пантелеимон, еще раз обратившись к теме, затронутой в проповеди, сказал:
«конечно, дорогие братья и сестры, мы должны с вами стремиться к тому, чтобы православие утверждалось в этом мире. и конечно нужно добиваться, чтобы был у нас телевизионный канал, чтобы отдавались нам храмы, возрождались монастыри, чтобы государство, которое разрушило наши святыни, их восстанавливало. но мы не должны обольщаться: все желающие жить благочестиво в этом мире, будут гонимы. поэтому нам не нужно смущаться, что так мало людей приходит в храмы, господь сказал: «не бойся, малое стадо, ибо отец мой обещал вам царство».
и нужно понимать, что христианство это не просто идеология, не просто сумма некоторых знаний, христианство – это жизнь в духе святом, это уход ко христу, исполнение его заповедей. он не может быть внешним. внешнее христианство всегда изнутри поражено пороками, наполнено пустотой, внешнее христианство под скопищем грехов превращается в антихристианство. а наша жизнь в боге, в духе святом должна быть наполнена внутренним содержанием: усердной молитвой, исполнением заповедей, вне зависимости от того, живем ли мы в монастыре, или в обычной городской квартире».
также архиерей поздравил настоятельницу монастыря игумению елисавету с возведением в игуменский сан, насельниц обители с новой сестрой.
игумения елисавета поблагодарила его преосвященство за радость совместной молитвы и архипастырское окормление, пожелала помощи божией в трудах. матушка настоятельница поздравила епископа пантелеимона с годовщиной архиерейской хиротонии: 21 августа 2010 года он был хиротонисан во епископа патриархом московским и всея руси кириллом. в подарок насельницы обители преподнесли архипастырю икону воскресения христова, писанную в иконописной мастерской обители.