Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

совещание директоров православных школ

 

начало  моей деятельности на посту директора ноу «православная школа во имя александра невского»   пришлось на знаменательное событие для  православного образования. 22-23 сентября 2011 года в санкт-петербурге состоялось  совещание директоров православных образовательных учреждений.

билета на поезд на нужный день не оказалось, пришлось выехать чуть раньше, но это обернулось во благо: 21 сентября посчастливилось присутствовать на торжественной литургии по случаю 200-летия освящения казанской иконы божией матери в казанском соборе, которую возглавил святейший  патриарх кирилл. казанская икона божией матери была  вынесена на паперть для поклонения. удалось приложиться к этой святыне и с благословения  сделать снимок.  22 сентября, утром, перед началом совещания директоров, в свято-троицком соборе александро-невской лавры состоялась божественная литургия, которую возглавил митрополит санкт-петербургский и ладожский владимир  в сослужении преосвященных меркурия, епископа ростовского и новочеркасского и амвросия, епископа гатчинского (набережная реки монастырки д.1).

само совещание проходило в актовом зале санкт-петербургской православной духовной академии, обсуждались следующие темы:

1. финансирование православных общеобразовательных школ.
а) проработка вопросов регулярного финансирования: взимание платы (пожертвования) за обучение, работа с учредителями образовательного учреждения, собственная предпринимательская деятельность, оговоренная в уставе моу и ноу;
б) рассмотрение форм регулярного или разового финансирования православных общеобразовательных учреждений со стороны приходов и епархий;
в) рассмотрение вопросов по работе с фондами, участие в грантовых проектах, целевых программах;
г)  взаимодействие с крупными предпринимателями и компаниями;
д) обсуждение вопросов оптимизации расходной части бюджета образовательного учреждения: заключение договоров о безвозмездном пользовании зданий, проработка возможностей заключения льготных договоров с поставщиками электроэнергии и тепла с целью снизить плату за коммунальные услуги;
е) подготовка итогового рекомендательного документа по финансированию.
2. подготовка и переподготовка педагогов по предметам духовно-нравственного блока.
а) возможности подготовки и переподготовки педагогов по вероучительным дисциплинам и предметам духовно-нравственного блока за собственные средства образовательного учреждения или преподавателей;
б) возможности целевой, договорной переподготовки на основе договоров с епархиями и учебными заведениями русской православной церкви, в православных университетах и прочих учебных заведениях;
в) возможности дистанционного обучения педагогов. 

председатель отдела религиозного образования и катехизации русской православной церкви епископ ростовский и новочеркасский меркурий в своём докладе отметил, что в  финансировании образовательных организаций русской православной церкви можно выделить бюджетные и внебюджетные источники. согласно действующему законодательству государство гарантирует получение бесплатного образования только в государственных и муниципальных школах. порядок финансирования негосударственных образовательных учреждений возложен на субъекты федерации, которые устанавливают норматив, процедуры и особенности финансирования. поэтому в финансировании образовательных организаций русской православной церкви как негосударственных просматривается большое разнообразие в определении порядка и нормативов финансирования. финансирование осуществляется в форме субвенций или субсидий на основании региональных нормативных актов: законов, распоряжений губернаторов, правительств области, договоров с муниципалитетом. в настоящее время централизованно невозможно выработать единую для всех схему бюджетного финансирования, т.к. оно зависит от регионального законодательства. в данной ситуации возрастает роль епархиальных отделов религиозного образования. владыка указал на  наиболее удачные схемы финансирования, реализуемые в том или ином субъекте федерации (например, опыт нижегородской и арзамасской епархий, белгородской и старооскольской, калужской и боровской, тобольско-тюменской, ярославской).

он подчеркнул, что выбор конкретной схемы внедрения в жизнь ? это задачи именно епархиальных отделов религиозного образования совместно с правящими архиереями.

оценка отделом ситуации с государственным финансированием православных образовательных организаций однозначная: она близка к дискриминационной по отношению к гражданам православного вероисповедования, желающим наряду с получением знаний, согласно существующим фгос, получить и православное воспитание.

согласно закону «об образовании» образовательные организации российской федерации обязаны реализовывать фгос, т.е. для частных, негосударственных школ это можно рассматривать как государственный заказ, который должен в этой части оплачиваться государством. в данном случае все образовательные организации должны иметь равные права, независимо от их организационно-правовой формы. было заявлено, что сейчас в работе над проектом нового закона «об образовании в российской федерации» русская православная церковь активно  отстаивает эту позицию. и есть надежда, что вопрос будет решен положительно, поскольку участники законотворческого процесса услышали нас. новый законопроект предусматривает в качестве основополагающего принципа — равенство прав государственных и частных образовательных организаций и принцип финансирования по равному нормативу.

связи со сложившейся ситуацией по бюджетному финансированию для православных общеобразовательных учреждений особое значение приобретают источники внебюджетного финансирования: финансовое участие учредителей, постоянная (или переменная) помощь спонсоров, участие в грантовых проектах, взносы родителей, создание целевого капитала.

религиозные организации-учредители (епархия, приход, монастырь) оказывают финансовую поддержку образовательным учреждениям.  в качестве положительного примера  выступающий  особо отметил  липецкую и елецкую епархию, которая полностью содержит православную гимназию в липецке. есть школы, которые финансируются только за счет родителей (например, православные гимназии в г. тольятти, в г. владивостоке). в ряде случаев спонсоры оказывают постоянную (ежемесячную) финансовую поддержку образовательной организации (например, верхотурская православная гимназия во имя святителя николая чудотворца). имеется факт финансирования православного образовательного учреждения просветительским фондом (городенская православная гимназия, тверская обл.).

в целом  решение вопроса финансирования православных школ при финансовой поддержке благотворителей остается актуальной для большинства православных образовательных организаций.
второй вопрос для обсуждения сегодня ? аттестация педагогов. здесь можно выделить две проблемы: государственная аттестация педагогов и аттестация преподавателей обязательных предметов стандарта православного компонента общего образования, утвержденного священным синодом 27 июля 2011 г. первая проблема возникла в связи с вступлением в силу 1 января положения об аттестации педагогов государственных и муниципальных школ министерства образования и науки российской федерации. в этом документе остались без внимания негосударственные образовательные учреждения. на основании этого документа органы управления образованием отказываются проводить аттестацию педагогов негосударственных образовательных учреждений даже на платной основе в связи с этим отдел религиозного образования и катехизации русской православной церкви намерен инициировать принятие (или изменение) закона, предусматривающего аттестацию педагогов негосударственных образовательных организаций. над решением этой задачи мы трудимся и в рамках работы над проектом закона «об образовании рф».

вторая проблема связана с переходом православных образовательных учреждений на стандарт православного компонента общего образования. планируется  введение обязательной переподготовки и аттестации педагогов ? преподавателей по обязательным предметам православного компонента: основам православной веры, церковнославянскому языку и церковному пению (для гимназий также по классическим языкам и логике). рассматривается возможность организации централизованных куров переподготовки педагогов на базе российского православного университета, но не исключается  возможность создания таких курсов на региональном уровне в рамках уже отработанных моделей.  до 1 декабря этого года присутствующих попросили выслать в отдел религиозного образования и катехизации русской православной церкви предложения по аттестации православных педагогов и предложить возможные варианты моделей переподготовки на базе региональных институтов развития образования или научно-образовательных центров. такие курсы переподготовки педагогов предполагаются открыть в нижнем новгороде на базе нижегородского государственного педагогического университета,  в калининграде на базе института развития образования,  в г. волгограде на базе волгоградского государственного института повышения квалификации и переподготовки работников образования, новосибирске на базе новосибирского государственного педагогического университета.

программы переподготовки и повышения квалификации по курсам «основы православного богословия и культуры», «основы православия», «возрастная психология и педагогика» и другие реализует православный свято-тихоновский гуманитарный университет на факультете дополнительного образования и московская православная духовная академия на высших богословских курсах на заочной форме обучения. по окончании обучения выдаются дипломы государственного образца (при объеме от 500 и более 1000 часов) или удостоверения, свидетельства  высших богословских курсов (при объеме менее 500 часов).

отрадно, что у нас в кургане  осуществляется подготовка педагогов по основам православной культуры  на базе  института  развития образования.

теплые слова благодарности хочется сказать руководству института по поводу оказания безвозмездной помощи по курсовой подготовке учителей нашей школы.

в заключение владыка меркурий уделил внимание предстоящей процедуре внедрения стандарта православного компонента общего образования для учебных заведений российской федерации. это планируется  осуществить  в течение 2011-2012 и 2012-2013 учебных годов. кроме того, рассматриваются школы для апробации технологий внедрения стандарта. с 2013 года стандарт будет действовать во всех общеобразовательных организациях русской православной церкви.

очень ценным оказался опыт выступавших с содокладами. хочу поделиться некоторыми конкретными примерами. так в структуре затрат на образовательную и хозяйственную деятельность ноу «городенской православной гимназии» на 2010 год расходы на оснащение средствами обучения составляют 500 тыс. рублей, на заработную плату – 7 682 тыс. рублей, на содержание и ремонт имущества – 1 019 тыс. рублей. в структуре финансирования  православной гимназии доля просветительского  фонда  «мета» составляет 63%, департамента образования тверской области – 32%, прихода-3%.
ещё один прекрасный пример. в нижегородской области работают 9 православных гимназий, православный детский сад и православная общеобразовательная школа при дивеевском монастыре.  они получают из областного  бюджета особый вид финансовой помощи – субвенции. норматив бюджетного финансирования на одного обучающегося (по субвенции) в 2011 году составил 26 тыс.834 рубля. доля субвенций в бюджете православных гимназий достиг 19,5%.

была принята итоговая резолюция.

участники совещания выражают свою поддержку общей стратегии развития православного образования, определенной святейшим патриархом московским и всея руси кириллом на xix международных рождественских образовательных чтениях, мероприятиям отдела религиозного образования и катехизации русской православной церкви, реализующим данную стратегию.
участники совещания констатируют, что в настоящее время сложилась неблагоприятная ситуация с финансированием православных образовательных учреждений. в ряде регионов православные образовательные учреждения, которые финансировались государством, получили отказ в дальнейшей поддержке. как социально ориентированные образовательные учреждения, основным контингентом которых являются обучающиеся из многодетных семей, семей социального риска, дети-инвалиды, дети-сироты и др., православные образовательные учреждения не могут взимать большую плату за обучение. религиозные организации-учредители в некоторых регионах не могут оказывать значительную финансовую поддержку православным образовательным учреждениям.
не менее острой на сегодня является проблема аттестации педагогов православных образовательных учреждений в связи с принятием министерством образования и науки российской федерации «положения об аттестации педагогов государственных и муниципальных образовательных учреждений», вступившего в силу 1 января 2011 года.

в связи с вышеизложенным участники совещания предлагают:

просить святейшего патриарха московского и всея руси кирилла обратиться в правительство российской федерации с предложением на законодательном уровне уравнять в правах негосударственные образовательные учреждения и государственные образовательные учреждения в вопросах бюджетного финансирования, предоставления льгот, а также инициировать принятие нормативного акта, предусматривающего аттестацию педагогов негосударственных образовательных учреждениях на равных правах с государственными образовательными учреждениями.
просить отдел религиозного образования и катехизации русской православной церкви к xx международным рождественским образовательным чтениям составить реестр региональных центров подготовки педагогов по духовно-нравственному воспитанию на базе институтов развития образования и других научно-образовательных центров.

просить отдел религиозного образования и катехизации русской православной церкви обратиться к преосвященнейшим: митрополиту волгоградскому и камышинскому герману, архиепископу нижегородскому и арзамасскому георгию, архиепископу новосибирскому и бердскому тихону, епископу балтийскому серафиму с просьбой оказать содействие в организации курсов переподготовки и повышения квалификации педагогов негосударственных образовательных учреждений на базе региональных институтов образования или научно-образовательных центров в пределах указанных епархий.

просить юридическую службу, сектор православного образования отдела религиозного образования и катехизации русской православной церкви подготовить примерную схему и рекомендации для получения бюджетного финансирования в условиях регионального (местного) законодательства и разместить материалы на сайте отдела.

в заключении моей статьи хочется обратиться к нашим городским и областным властям, депутатам всех уровней о незамедлительном  внесения дополнений в решения городской думы от 15 декабря 2010 года №275 «о порядке организации проезда отдельных категорий граждан в городском пассажирском транспорте общего пользования в 2011 году» и от 09 декабря 2009 года №334 «о содействии в организации питания обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях города кургана» по поводу  включения  и  воспитанников православной школы из малообспеченных и многодетных семей  в число имеющих право на льготный проезд на городском транспорте и бесплатное питание в школьной столовой. так, с началом нового учебного года наши дети этих прав лишились.создалась вопиющая ситуация, когда дети из одной семьи, что обучаются в среднем звене школы 32 (мы там арендуем площади) ходят в столовую, а наши дети из этой же многодетной семьи глотают слюнки.

на городской думе в сентябре месяце наш вопрос не нашел отражения, а наступил октябрь! православные дети городу кургану- неродные?! школа – не государственная, а дети наши, государственные, да и к тому же  школа выполняет государственный заказ!  благодаря нашим учредителям и спонсорам, эти семьи  за сентябрь месяц получили  денежную компенсацию,  и в  нашей православной школе обучение, учебники, школьная форма для детей  бесплатные тоже.

хочется сказать добрые слова учителям нашей православной школы за их подвижнический труд и вселить надежду, что мы будем услышаны как властями, так и всеми, кто может протянуть нам руку помощи.

черепанов валерий аркадьевич,
директор ноу «православная школа во имя александра невского».