Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов
Епископ Архангельский и Холмогорский Даниил дал интервью «Народному радио». Отвечая на вопросы, владыка пояснил, что же символизирует День народного единства в России, высказал свою точку зрения о Петре Столыпине как подвижнике Отечества, напомнил слова Ломоносова о невозможности измерить Бога циркулем и рассказал об уникальности северной земли.
Как отметил корреспондент «Народного радио» Алексей Курбатов, смысл праздника, который 4 ноября отмечают сравнительно недавно как День народного единства, самому народу до сих пор неясен. Журналист попросил Его Преосвященство раскрыть духовную сторону события.
Владыка вкратце напомнил историю освобождения Москвы от поляков в 1612 году и подчеркнул: «Это последняя, уверенная точка в междоусобной брани, смутном времени, которое повергло людей в уныние и безнадежие. Это день единства русского православного духа. Народу нужно объяснить, что не на политическом или финансовом, а именно на духовном фундаменте, вере, объединились наши предки. А вера проявилась через покаяние, через молитву, примирение. Здесь нужно было все правды человеческие сложить к ногам Христовым во имя единой Правды Божией, что и произошло. Это очень показательный праздник. Только с Богом, через возвращение к своим ценностям, духовности народ опять становится мощной силой, разумной составляющей государства. Дай Бог, чтобы мы не забыли эти примеры, чтобы мы имели не только историческую память, но и духовно-религиозную».
В этом году исполнилось 100 лет со дня смерти главы совета министров Российской империи Петра Аркадьевича Столыпина. Корреспондента «Народного радио» заинтересовал взгляд епископа Даниила на эпохальную фигуру в истории нашего государства.
Архипастырь поделился своей точкой зрения: «Россия начинает распадаться тогда, когда теряются нравственные ориентиры, созданные на базе православной веры. Есть церковная стихира «Русь Святая, храни веру православную, в ней же твое утверждение». Действительно, утверждение государства, сила, мудрость народа кроется именно в наших корнях. Петр Столыпин – человек, который полностью отдал себя стране. Проблема не в том, что его убили, а в том, что его не поддержали. Есть святые в церкви, и есть святость как подвиг, подвижничество в миру перед Отечеством. Такие люди, как Петр Аркадьевич, – подвижники, святые».
По мнению владыки, главу совета министров не поддержали потому, что страна уже заразилась греховным духом: «Это дух непокорства, возмущения, недовольства. Каждый человек должен ставить границу своим желаниям. Духовная жизнь заключается в том, что мы ставили себе рамки, за которые не заходим, потому что знаем - там беда. Есть хорошая русская пословица: «Лучше хлеб с водой, чем пирог с бедой».
Православие показывает человеку границы, за которые выходить нельзя. Наши «хотелки» - это страсти, которые не имеют границ. Человеку хочется все, сразу и без труда. Люди заражены вирусом гордыни, непокорства и мучаются от этого. Когда люди обращаются к Богу, легко решаются мирские, светские и государственные проблемы. Самый лучший закон не будет работать, если общество этого не хочет. Дай Бог, чтобы мы помнили таких подвижников, как Петр Аркадьевич Столыпин».
На вопрос о значении другой личности, определившей развитие Российского государства, Михаиле Васильевиче Ломоносове, епископ Даниил ответил: «Ломоносов нам дорог тем, что твердо стоял в православной вере. Уже в то время пытались противопоставить религию и науку. Ученый считал, что они не исключают, а наоборот, дополняют друг друга. В подтверждение архипастырь процитировал запрещенные в советское время слова ученого: «Природа и вера суть две сестры родные. И никогда не могут прийти в распрю между собою. Не здраво рассудителен математик, если он хочет Божескую волю вымерить циркулем, так же не здраво рассудителен учитель богословия, если он думает, что по Псалтири можно научиться астрономии и химии».
Заключительная тема беседы касалась архипастырского служения. Владыка прибыл на архангельскую землю почти год назад и был восхищен ее красотою и духом северян. «Это огромная епархия, равная нескольким российским регионам, а еще Ненецкий округ - четыре Швейцарии, Новая Земля, Земля Франца-Иосифа. Есть что посмотреть, чем восхищаться, чем порадоваться. Но вместе с тем, есть и разрушенные, заброшенные храмы. Болью наполняется сердце, видя разорение, которое началось после 1917 года, после Октябрьского мятежа. Видна связь между 1612 годом и 1917-м», подчеркнул епископ Даниил.
По его мнению, в XVII веке были мощные столпы православия, народ еще не зашел в такие глубины греха и имелась возможность вернуться к истокам. В 1917 году этого не случилось, и первый каток атеизма прошелся именно по Северу, где были крепки устои Православия. «Восстанавливать всегда тяжелее. Но с другой стороны, видно, какая была мощь, сила, духовность в народе. Какие строили сооружения – Соловецкий, Артемиево-Веркольский, Антониево-Сийский монастыри. Сейчас при нынешней научно-технической мощи мы не можем восстановить то, что было построено предками. А сколько людей ходило пешком по северным дорогам на богомолье. Это формировало дух русского человека, его мировоззрение, специфическое христианское сознание. Хотелось бы, чтобы наш народ вернулся к своим корням, потому что все вопросы, которые сейчас беспокоят наш народ, уже были сформулированы много столетий назад. Это вопросы, касающиеся нашей души, смысла жизни, добра и зла. И сейчас нам не надо ничего придумывать, а просто открыть то, что написано святыми мужами, прочитать и выполнить», - заключил владыка Даниил.