Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

Адрес новости: http://smoleparh.ru/News/View/3279
новости

22 января 2012 г.

православный календарь: святитель филипп митрополит московский, всея россии чудотворец

святитель филипп, митрополит московский (в миру феодор колычев), родился в 1507 году в знатной боярской семье, занимавшей видное место в думе при дворе московских государей. отец, степан иванович, с детства готовил мальчика к государственной службе. мать святителя варвара (в монашестве варсонофия) воспитала в сыне глубокую любовь к богу и благочестие. великий князь московский, василий iii иоаннович, отец иоанна грозного, приблизил ко двору молодого феодора, которого, однако, не манила придворная жизнь. в 1537 году родственники федора встали на сторону старицкого князя андрея ивановича, поднявшего в новгороде бунт против елены глинской и ее бояр, фактически управлявших страной в малолетство иоанна грозного. род колычевых подвергся опале: дядя федора, иван умной-колычев, попал в тюрьму, его троюродные братья андрей иванович и гаврила владимирович были биты кнутом и казнены. после этого федор, давно помышлявший о монашеской жизни, тайно покинул москву. уход федора был почти бегством. в одежде простолюдина, не попрощавшись с родными, он направился на север. год федор служил пастухом у крестьянина в деревне хижи у онежского озера. затем перебрался на соловецкие острова в соловецкий монастырь, где был принят послушником. после полутора лет послушания игумен алексий (юренев) постриг его в монашество с именем филипп. духовным наставником филиппа стал старец иона шамин, ученик преподобного александра свирского.
инок филипп возрастает духовно, усиливает пост и молитву. святой филипп работает на тяжелом послушании в кузнице, сочетая его с деланием непрестанной молитвы. к началу службы в храме он всегда являлся первым и последним выходил из него. трудился будущий святитель и в хлебне, где смиренный подвижник был утешен небесным знамением. в обители показывали после образ богоматери «хлебенный», чрез который царица небесная явила свое благоволение смиренному филиппу-хлебнику. по благословению игумена, святой филипп некоторое время проводит в пустынном уединении, внимая себе и богу.
в 1548 году соловецкий игумен алексий по старости ушел на покой, предложив братии в качестве своего преемника филиппа, который к этому времени прожил в монастыре 8 лет. решением собора филипп был избран игуменом и возведён в сан новгородским архиепископом феодосием. время игуменства святителя филиппа стало расцветом монашеской жизни соловков. святитель проявил себя как мудрый и рачительный хозяин: утроил сеть каналов между многочисленными озерами на острове, поставил на них мельницы, на островах и в поморских вотчинах возвел новые хозяйственные и промышленные сооружения, ввел механические усовершенствования в монастырские промыслы. при нем соловецкий монастырь стал промышленным и культурным центром северного поморья. активно развивалось и церковное строительство: были построены успенский и преображенский соборы, филипп завёл в монастыре колокола вместо бил и клепал, воздвиг для братии двух- и трехэтажные кельи и больницу.
обитель и духовно возрождалась. для упорядочения жизни в монастыре был принят новый общежительный устав. учениками святого игумена филиппа были и при нем подвизались среди братии преподобные иоанн и лонгин яренгские (память 3 июля), вассиан и иона пертоминские (память 12 июня).
для тайных молитвенных подвигов святой филипп часто удалялся на безмолвие в глухое пустынное место, за две версты от монастыря, получившее впоследствии название филипповой пустыни.
игумен филипп был участником стоглавого собора 1551 года, стал вновь лично известен царю (на момент, когда филипп покинул москву, ивану iv было 8 лет), получил от него после собора богатое церковное облачение и подтверждение монастырских налоговых льгот.
начиная с великого князя иоанна iii происходит сильное вмешательство светских властей в управление церковью. митрополиты назначаются только с разрешения великого князя. после того, как кандидат в московские митрополиты казанский архиепископ герман, выразивший несогласие с политикой ивана грозного, попал в опалу, царь предложил занять престол соловецкому игумену филиппу. на соборе епископов 20 июля 1566 года ему было предложено принять митрополичий сан. перед тем, как дать согласие, филипп поставил условием уничтожение опричнины.
царь не согласился, доказывал необходимость данного института, а иерархи по указанию ивана грозного смогли уговорить филиппа уступить царю. 25 июля 1566 года собором всех русских епископов он был хиротонисан в митрополита московского и всея руси.
первые полтора года святительства филиппа были спокойными. в это время практически не слышно о казнях в москве. по этой причине филипп не требовал от царя отмены опричнины, однако был ходатаем перед иваном за опальных, пытался своими наставлениями смягчить его свирепость. очень мало известно об административной деятельности филиппа как митрополита московского. известно, что он подражал митрополиту макарию, управляя не только московской епархией, но всей русской церковью. он поставлял епископов во все епархии, наблюдал за их деятельностью, увещевал посланиями, но не имел права суда над ними, так как это была прерогатива церковного собора. в москве филипп построил церковь святых зосимы и савватия, способствовал развитию книгопечатания.
однако, мирное время продолжалось недолго и последовала новая череда казней. митрополит стал во всеуслышание обвинять жестокого царя и опричников, чинивших расправу без суда и следствия.
окончательный разрыв между царем и митрополитом наступил весной 1568 года. в неделю крестопоклонную, 2 марта 1568 года, когда царь с опричниками пришел в успенский собор, как обычно, в монашеских облачениях, святитель филипп отказался благословить его, но стал открыто порицать беззакония, творимые опричниками. обличение владыки прервало благолепие церковного богослужения. грозный был в сильном гневе, участь святителя-исповедника была решена.
царь стал проявлять еще большую жестокость в преследовании. казни следовали одна за другой. что касается святителя филиппа, грозный хотел соблюсти внешний канонический порядок. боярская дума послушно вынесла решение о суде над главой русской церкви. над митрополитом филиппом был устроен соборный суд в присутствии поредевшей боярской думы. нашлись лжесвидетели: к глубокой скорби святителя, это были иноки его родного соловецкого монастыря. святого филиппа обвиняли во множестве мнимых преступлений, до колдовства включительно.
8 ноября 1568 года в середине богослужения в храм ворвались опричники, всенародно зачитали соборное осуждение, порочившее святителя, сорвали с него архиерейское облачение, одели в рубище, вытолкали из храма и на простых дровнях отвезли в богоявленский монастырь. мученика долго томили в подвалах московских монастырей, ноги старца забивали в колодки, держали его в оковах, накидывали на шею тяжелую цепь. наконец, отвезли в заточение в тверской отрочь монастырь. там год спустя, 23 декабря 1569 года, святитель принял мученическую кончину. еще за три дня святой старец предвидел окончание своего земного подвига и причастился святых христовых таин.
мощи святителя были преданы земле первоначально в монастыре, за алтарем храма. позже совершилось перенесение их в соловецкую обитель (11 августа 1591 г.), а оттуда при патриархе никоне – в москву.