Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

Источник информации: Нижегородская епархия
Адрес новости: http://www.nne.ru/news.php?id=344654
3 февраля 2012 года 9:27
3 февраля - день памяти преподобного максима грека
сайт нижегородской епархии. текст дмитрия романова.

3 февраля - день памяти преподобного максима грека. о святом рассказал кандидат исторических наук, доцент нижегородского государственного университета имени н. и. лобачевского дмитрий кривцов:

«в судьбе и духовном строе личности этого ученого монаха и культурного деятеля xvi века есть то, что оказывается созвучным культурным запросам и духовным исканиям нашего времени. деятельность святого максима на руси хорошо изучена, а вот о периоде жизни его до приезда в москву известно гораздо меньше.

максим грек родился около 1470 года в семье, принадлежавшей к одному из знатнейших греческих родов - триволисам. в родне у него был один из вселенских константинопольских патриархов каллист i.

рождение мальчика, которого в крещении нарекли михаилом, пришлось на лихую годину, когда греция была захвачена турками-османами. начальное обучение будущий монах прошел в домашнем кругу, где царила любовь к знаниям (и отец, и мать его были удостоены почетного именования - философ). повзрослевший михаил триволис после неудач на политическом поприще с головой окунулся в мир философии, литературы и богословия, решив стать ученым.

ему на протяжении 14 лет довелось жить во флоренции во времена правления династии медичи. основным его занятием была переписка книг античных авторов, которые пользовались огромным спросом у итальянских гуманистов в период расцвета эпохи возрождения. таким образом он зарабатывал себе на жизнь. но главный капитал, который юноша пытался скопить в италии, был интеллектуальным, научным.

будущий ученый муж побывал в болонье, падуе, милане, венеции, где познакомился с выдающимися деятелями итальянского возрождения. благодаря этим знакомствам и учебе у знаменитых деятелей науки и культуры, непрерывному самообразованию михаил в совершенстве овладел методами филологической критики литературных текстов. суть их заключается в умении восстанавливать подлинный текст литературного произведения, имея на руках лишь несколько неисправных, в той или иной степени дефектных его списков.

подобное умение очень ценилось в ту эпоху, когда только зарождалось книгопечатание. михаил триволис помогал известным итальянским первопечатникам издавать греческие книги. позже он привез с собой некоторые из этих изданий на русь. это были первые печатные книги, попавшие в нашу страну.

кроме филологии будущий максим грек серьезно интересовался философией и богословием, однако то, что предлагали ему итальянские философы и богословы, вызвало у него отторжение. он совершенно не принял манеру поздней католической схоластики доказывать богословские истины на основе аристотелевской логики и платоновской диалектики. причем в своей полемике с латинянами он ссылался на цитаты из посланий апостола павла.

«не тщетной ли философии, от которой предостерегал христиан апостол павел, подчинены теперь латинские сыны и прельщают ею апостольскую истину? - вопрошал максим грек в одном из своих сочинений. - никакая догма у них не считается крепкой: ни человеческая, ни божественная, если не утвердят эту догму с помощью аристотелевских силлогизмов».

такой православный настрой привел его в афонский монастырь ватопед, где он принял монашество с именем максим и прожил десять лет. именно из ватопеда отправился он на русь, откуда ему не суждено было вернуться. он навсегда остался защитником чистоты православия, готовым пожертвовать ради этого своей свободой и даже жизнью».

get the flash player to see this player.