Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

Адрес новости: http://smoleparh.ru/News/View/3310
новости

12 февраля 2012 г.

православный календарь: собор вселенских учителей и святителей василия великого, григория богослова и иоанна златоустого

житие великих святителей василия великого и григория богослова

святитель василий родился около 328 г. в кесарии каппадокийской (малая азия). дед и бабушка святителя василия по отцовской линии пережили гонения императора максимина. дед со стороны матери принял мученичество за христа при императоре лицинии. у родителей будущего святого было десять детей, пятеро из которых: сам свт. василий, старшая сестра макрина, григорий (епископ нисский), петр (епископ севастийский) и преподобный навкратий причислены к лику святых.
святитель григорий богослов родился примерно в 327 г. также в малой азии, в городе назианзе, в семье богатого аристократа григория. его мать – святая нонна являла собой пример истинной любви и служения ближним. благодаря ее молитвам муж в 45 лет обратился в христианство и стал епископом города назианз. у супругов довольно долго не было детей. но святая нонна не отчаивалась. она продолжала молитвенный подвиг, служила сиротам и вдовам. и господь даровал ей радость материнства: нонна родила троих детей.
святитель григорий был избранником божиим с младенчества. в своих воспоминаниях он говорит о загадочных «ночных видениях», во время одного из которых юному григорию явились 2 прекрасные девы – чистота и целомудрие: они призвали мальчика избрать девственный образ жизни, чтобы приблизиться к «сиянию бессмертной троицы». бог, предвидя чистую и святую жизнь григория, удостоил его некоего мистического видения божественного света. это откровение повлияло на весь строй богословской мысли свт. григория: тема созерцания троичного света стала центральной в его богословии.
святитель василий учился сначала в кесарии (где вероятно, и познакомился с григорием), затем перебрался в афины – «обитель наук», где получил блестящее образование. по традиции того времени, когда науки были слабо дифференцированы, святители василий и григорий изучали греческий язык, риторику, историю, геометрию, астрономию, медицину, философию, осваивали ораторское искусство.
после завершения обучения григорий остался преподавать в афинской академии, а василий отправился на родину, где наконец принял крещение в 359 г. вероятно сразу после крещения, святитель был посвящен во чтеца. по свидетельству брата, святителя григория нисского, по возвращении св. василий был весьма надменен по отношению к ближним вследствии своей учености. большое влияние на брата в изменении этого поведения и избрании аскетичного образа жизни на пути служения церкви оказала сестра макрина. ко времени возвращения брата она с матерью эмилией уже несколько лет жила в уединении в собственном имении анисса. святитель василий перебрался на противоположный берег реки ирис, на расстояние 3 дней пути, в место, где прежде нес монашеский подвиг его брат навкратий. вскоре в общину святителя стали стекаться жаждущие иноческого жития, для упражнения в духовном подвиге сюда приехал и друг григорий. плодом отшельничества василия великого стало составление сборника фрагментов из сочинений оригена «филокалия» и «монашеских правил».
епископ евсевий рукоположил василия во пресвитера в 362 г. несмотря на склонность к монашеской жизни, святитель василий неустанно проповедовал, беседовал с духовными чадами, творил милостыню, так что скоро стяжал любовь жителей каппадокии. евсевия, по-видимому, задевало, что успехи святителя василия затмевали его епископское положение. свт. григорий богослов в воспоминаниях не пишет, какую именно обиду нанес евсевий свт. василию, однако последний, боясь нарушить церковное единство, предпочел удалиться в аннису в конце 363 г. примирителем сторон выступил григорий богослов, призвавший евсевия любовью изгладить оскорбление.
это примирение было особенно важно в тот момент (365г.), так как с приходом к власти императора-арианина валента обострилась активность еретиков. в 370 г. василий стал епископом кесарии каппадокийской, несмотря на сопротивление епископов-ариан. не раз ему приходилось отстаивать храмы и укрывать христиан от обезумевших ариан, имевших поддержку самого императора валента. святитель основал и поддерживал богоугодное заведение, получившее название «василиада» и действовавшее до vi в. оно включало больницу, странноприимный дом, и возможно, даже лепрозорий.
монашеское уединение по просьбе отца пришлось прервать и григорию. святитель уехал в родной город, где был рукоположен во пресвитера и около 10 лет был «со-епископом» престарелого отца. народ хотел видеть именно григория епископом города назианза, продолжателем дела отца, который 45 лет руководил общиной.
зимой 371-372 гг. император-арианин валент разделил каппадокию на 2 провинции. близкий к императору в вопросах вероучения епископ города тианы – центра новосозданной провинции – анфим, – решил использовать эту ситуацию для приобретения церковной власти над всей каппадокией. сопротивляясь этому, святитель василий решил увеличить число архиереев среди своих сторонников путем создания в каппадокии новых епископских кафедр. так, на новую кафедру в город сасимы он назначил епископом григория богослова. святитель григорий принял хиротонию, однако, не пожелав вступать в войну с епископом анфимом, ушел в пустыню и предался безмолвию. пробыв некоторое время в уединении, он по просьбе отца вернулся в назианз, где помогал ему до его смерти в 374 г.
святитель василий был строг и прямолинеен, но в то же время необычайно милосерден и любвеобилен. занимая епископскую кафедру, он не приобрел никакого богатства, а потому совершенно не боялся лишений, и совершенно не жалел своего и без того плохого здоровья.
мы знаем святителя василия и как составителя чина божественной литургии. святитель василий всегда служил радостно, торжественно и долго, стараясь приучать к долгой молитве и своих духовных чад. кроме проповедей святитель оставил толкование на шестоднев и псалтирь, книги «против евномия», «о духе святом» и около 365 писем. перед самой смертью василий великий рукоположил самых близких учеников. последними словами святителя были: «в руце твои предаю дух мой» (пс 30. 6). великий святитель и отец церкви скончался в 379 г. на девятом году епископства и пятидесятом году жизни.
после смерти дорогого друга свт. григорий был приглашен православной общиной константинополя, в котором в то время служил архиепископ-арианин. святитель григорий стал служить в церкви воскресения христова. добрый пастырь собрал вокруг себя всюду угнетаемых православных. но в 380 г. на престол взошел святой император феодосий великий, который изгнал архиепископа-арианина. на торжественной коронации император передал церковь святых апостолов в руки святиеля григория, тем самым показав, кого он хочет видеть епископом.
благодаря попечению императора феодосия в 381 г. состоялся ii вселенский собор, на котором в символ веры было добавлено исповедание веры в божественность святого духа «и в духа святаго, господа животворящего, иже от отца исходящего, иже со отцем и сыном спокланяема и сславима, глаголавшего пророки».
у святителя григория было слишком много завистников. алескандрийские епископы обвиняли его в незаконном занятии престола, антиохийские не желали видеть своим архиепископом павлина, которому благоволил григорий и римский папа. не в силах унять этих споров, святитель заявил о том, что готов сложить с себя полномочия для того, чтобы в церкви утвердился мир.
прямо с собора святитель уехал в родной назианз, где провел последние годы в уединении и молитве. с 383 г. он оставил епископское служение и ушел на покой. литературное и богословское наследие григория состоит из 245 посланий (писем), 507 стихотворений и 45 «слов».
все свое состояние святитель оставил для содержания бедных. скончался великий богослов в 389 или 390 г.

житие святителя иоанна златоуста

святитель иоанн златоуст родился в антиохии ок. 347 года, в семье военачальника. его отец, секунд, умер, когда сыну было два года. мать, анфуса, не стала более выходить замуж и посвятила себя воспитанию иоанна.
юноша учился у лучших риторов и философов, сочетая с учением углубленное изучение священного писания и молитвенное созерцание. святитель мелетий, епископ антиохийский, полюбивший иоанна как сына, наставил его в вере и в 367 году крестил.
после того, как святитель мелетий был отправлен в ссылку императором-арианином валентом в 372 году, святой иоанн совместно с феодором (впоследствии – епископом мопсуестским) учился у опытных наставников подвижнической жизни, пресвитеров флавиана и диодора тарсийского.
после смерти матери, он принял монашество. вскоре святого иоанна сочли достойным для занятия епископской кафедры. однако он из смирения он уклонился от этого высокого сана. в то время святой иоанн написал «шесть слов о священстве» – великое творение православного пастырского богословия.
четыре года провел юный подвижник в трудах пустыннического жительства, написав «против вооружающихся на ищущих монашества» и «сравнение власти, богатства и преимуществ царских с истинным и христианским любомудрием монашеской жизни». два года святой соблюдал полное безмолвие, находясь в уединенной пещере. однако слабое здоровье святителя не позволило ему стать великим аскетом подобно преподобного симеону-столпнику, у которого он учился, и святой иоанн возвратился в антиохию.
в 381 году святой епископ мелетий антиохийский посвятил его во диакона. последующие годы были посвящены созданию новых богословских творений: «о провидении», «книга о девстве», «к молодой вдове» (два слова), «книга о святом вавиле и против юлиана и язычников».
в 386 году святой иоанн был хиротонисан епископом антиохийским флавианом во пресвитера. на него возложили обязанность проповедовать слово божие.
святителю иоанну златоусту недаром дали такое прозвище. получив классическое греческое образование, он сумел в практике проповеди синтезировать красноречивость и витиеватость оратора с глубокой верой и ревностью пастыря. многие знатные люди приходили в церковь просто послушать его речей. слово евангелия никогда не было у него оторвано от повседневной жизни. часто он резко обличал свою паству, но делал это не из ненависти, а лишь из сердечного попечения о душах.
из всех добродетелей более всего в своих речах он уделял место милости, потому что только в милости человек может уподобляться богу. святитель иоанн златоуст побуждал христиан творить милостыню и не прилагать сердца к богатству.
несмотря на сан архиепископа, святитель вел строгую аскетическую жизнь, почти все свое имение раздавая нищим, содержа больницы, гостиницы для паломников. паства любила святителя за его необычайную любовь к кающимся, за великое снисхождение к немощам ближних. святитель иоанн, несмотря на юридическое образование не стал дипломатом. в константинополе он жестко укорял и обличал падение нравов столичного священства, человекоугодничество, развращение императорского двора. в этом вопросе для него не существовало разницы между императором и рабом. следствием такой деятельности стала ссылка. умер иоанн златоуст в изгнании. впрочем до места заключения он не добрался: жестокое обращение конвоя привело к истощению и без того слабого организма святителя. умер святитель со словами: «слава богу за все!»
святой составил: толкования на евангелия от матфея и иоанна, книгу бытия, псалтирь, послания апостола павла, а также книги «шесть слов о священстве» «сравнение власти, богатства и преимуществ царских с истинным и христианским любомудрием монашеской жизни» «о провидении», «kнига о девстве», «k молодой вдове» (два слова), «kнига о святом вавиле и против юлиана и язычников» и письма к пастве.
память трех святителей празднуется в один день. святители василий великий, григорий богослов и иоанн златоуст положили твердый фундамент христовой веры. своим пастырским служением они стремились привести христиан к единомыслию, братской любви и твердому исповеданию православной веры.
елизавета куликова