Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

2 февраля день памяти священномученика Павла Рязанского, в миру Павла Николаевича Добромыслова. Деяниями Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, проходившего в Москве в августе 2000 года, он был причислен к лику святых и почитается ныне в соборе новомучеников и исповедников Российских 20 века.

Сегодня необходимо понять значение подвига этих людей, кровью которых возрождается православная вера и церковная жизнь. За двадцать столетий жизни Церкви мученической кончины удостоились многие тысячи христиан. Но самый большой сонм мучеников и исповедников дала Русская Православная Церковь в 20 веке.  Славянское слово «мученик» не отражает всей полноты этого явления, а показывает только одну его сторону – страдание и смерть. В греческом языке оно имеет совсем иное значение: «свидетель». Своей смертью он утверждает самую главную истину – Христос победил смерть, Он воскрес, и,  умирая с Ним, люди не умирают, а наследуют вечную жизнь.

Жизнь святых, особенно новопрославленных российских, близких к нам по времени, могли бы лечь в основу замечательных художественных произведений. Лагеря, ссылки, внутренняя борьба этих людей - все это источник для создания героических образов, так необходимых людям сегодня. Здесь вполне можно привести пример жизни святого Павла Рязанского, а она была связана с Благовещенским храмом. В этой Церкви будущий священномученик служил два больших периода.

В 1901 году отец Павел был поставлен настоятелем Николо-Дворянской церкви. После этого началась его многогранная церковная деятельность. Он состоял преподавателем Рязанского епархиального женского училища, являлся членом Рязанского епархиального миссионерского комитета и испытательной комиссии для кандидатов в священство, в это же время он исполнял обязанности законоучителя Рязанской мужской частной гимназии Зелятрова. В 1914 году ему предложили должность классного воспитателя в семинарии и в связи с этим он уволился от должности священника при Николо-Дворянской церкви и был причислен на священническое место к Рязанскому кафедральному собору.

До 1917 года, отец Павел продолжал свои труды в Рязанской духовной семинарии и Скорбященской церкви при богадельне. Когда духовные и благотворительные учреждения оказались не нужны новой власти, служащие и трудящиеся в них стали невостребованными. В этот период батюшка пытался служить в разных храмах. Отец Павел был арестован первый раз в марте 1925 года и содержался в Рязанской тюрьме. Ему вменялось в вину, что он регулярно производил торжественное поминание Патриарха Тихона в Благовещенском храме, что рассматривалось властями как вызов и явное противостояние. В последней ссылке отцу Павлу было уже более 60 лет. Старец-протоиерей, кандидат богословия в заключении пас лошадей и выполнял тяжелую не по возрасту, работу. Однажды в зимнее время в бараке, где жил батюшка, начался пожар. Все пострадали, но выжили, кроме отца Павла. Так отошел ко Господу великий труженик и добрый пастырь Русской Православной Церкви. Это случилось 2 февраля 1940 года.

Вся история Церкви строилась на подвигах. Мученичество имело огромное значение для утверждения Церкви Христовой в мире. Все страдания, которые испытал и испытывает русский народ, разделяет и Церковь. Тысячи простых священников, над которыми кто только не иронизировал в России, оказались великими  героями. Ведь они с сильной верой, верностью Богу, с полным самопожертвованием  прошли свой жизненный путь.

Елена Цыганова