Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

Новосибирский районный суд вынес приговор бывшему выпускнику машиностроительного техникума Константину Рудневу, который более 20 лет назад объявил себя мессией и основал секту «Ашрам Шамбала». Чем опасна эта секта и какова дальнейшая судьба ее последователей, оставшихся без своего «учителя», в интервью РИА Новости рассказал руководитель центра по вопросам сектантства при новосибирском православном соборе Александра Невского Олег Заев.



- Как долго существует эта секта?

- Секта начала создаваться в 1990-е годы с небольшой группы людей, которые прониклись идеями Руднева. Все началось с простой банальности. Константин Руднев со своим братом думали, что им предпринять. Константин предложил открывать людям «третий» глаз. Они организовали кружок по интегральной йоге. В дальнейшем рассылали почтовые приглашения с предложениями купить пятаки, которые приносят удачу, магические шары и другие оккультные предметы. Параллельно приглашали записываться на йогу. Так они вовлекали к себе людей.

- В чем была главная опасность «Ашрам Шамбалы»?

- Не могу сказать об опасности в прошедшем времени. Основная опасность этой секты, как впрочем и многих других, заключается в том, что люди, попадающие в нее, а это в основном молодежь, становятся социально изолированными, то есть оторванными от социальной жизни. Они прекращали контакты с семьями и уходили в секту. Жили в квартирах, домах, которые принадлежали секте, служили руководителю, участвовали в оргиях.

Полноценное развитие общества предполагает, что каждый человек вместе со своими правами получает и обязанности — по отношению к детям, родителям, обществу и т.д. Люди, попадавшие в секту Руднева, отказывались от таких обязанностей в обществе. Весь свой совокупный потенциал — молодость, здоровье, время, интеллект, возможность зарабатывать средства к существованию, свою возможность влиять в обществе — все это замыкалось на лидера. Он получал людей, которые почитали и служили ему как Богу.

- Как вы боролись с сектой? Почему не удавалось пресечь ее деятельность?

- Мы пытались помогать людям, которые к нам обращались. Это в основном родственники, которые не могли найти своих детей. Мы передавали эту информацию в правоохранительные органы, которые разыскивали этих детей и отправляли их к своим родителям. К нам обращались сами правоохранительные органы, которым нужна была информация о том, что это за секта, на которую приходило много обращений от граждан.

Информацию мы распространяли через доступные нам СМИ, распространяли видеосюжеты, которые оказались в нашем распоряжении, свидетельства бывших членов секты. Это один из доступных нам видов борьбы с сектами. Что же касается второй части вопроса, то не могу сказать, что с положительным решением суда в отношении Константина Руднева деятельность секты прекратится. Ранее его задерживали в 1999, 2004, 2008 годах, но оснований для вынесения приговора не хватало. Однако не следует заблуждаться на этот счет. Пресечение деятельности секты «Ашрам Шамбалы» — это еще не одно судебное решение.

- Какова была численность секты?

- У нас есть данные о переписке руководства секты «Ашрам Шамбалы» с предполагаемыми адептами. Это те адреса, по которым происходил обмен информацией по всей России. Список датируется примерно 1998-1999годами. Согласно этому списку рассылались как печатные материалы секты, так и предметы практического применения: «неразменные пятаки», «магические шары удачи», «шапки невидимки», «костюмы шамана» и прочая сектантская атрибутика.

Мы не можем сказать, что все эти люди являлись последователями этой секты. Но количество людей, с которыми секта состояла в переписке на тот период, составляло около 10 тысяч человек. Данные о численности секты на настоящий момент мы, вероятно, можем получить лишь после дополнительных судебных процессов по секте, либо после выхода из секты руководителей высшего уровня посвящения, которые и поведают многие свои тайны.

- После ареста Руднева секта существует?

- Те, кто прошел школу «Ашрам Шамбалы», получили определенные навыки. Сейчас они существуют самостоятельно. Открывают всевозможные эротические школы массажа, школы танцев, йогические школы, школы гейш и прочее. При этом они не афишируют свою связь с «учителем». Они вполне могут существовать параллельно, мысленно воздавая хвалу Рудневу.

Идеи, которые они получили от Руднева, продолжают жить. Созданный механизм продолжает работать. Вербовка продолжается на всевозможных сайтах в интернете. Я полагаю, что после решения суда (по делу Руднева) эти сайты будут закрыты.

- Когда говорим о сектах, первое, что приходит на ум — это Аум Сенрике и «пензенские затворники». Можно ли сопоставить с ними «Ашрам Шамбалу»?

- В каком-то смысле можно, так как и в том и другом случае происходит изменение сознания людей. Вообще, это тот основной признак секты, который отличает ее от любой другой организации. В тоталитарных сектах используется прием контролирования сознания. Изменение происходит таким образом, чтобы человек находился в подчинении, в послушании своего учителя.

- Какова вообще ситуация с сектами в регионе?

- Если вспомнить 1990-е годы, то это была фаза активного становления сектантства. Их активность была ярко заметна, они приставали к прохожим, навязывали им свое общение, вручали литературу. С тех пор очень многие граждане прошли испытания сектантством, получили негативный опыт и успели этот опыт распространить. Благодаря этому прошла прививочная фаза против сектантства. Люди стали чуть-чуть разбираться в этом.

Но с другой стороны мы видим, что тот потенциал, которые секты успели наработать, позволил им перейти на новый уровень. Теперь они скупают земли, дома, пытаются строить молитвенные здания. В области насчитывается около 100 всевозможных сект, не считая мелких оккультных новообразований.

- Несколько дней назад две девушки 14 и 17 лет, представительницы готической субкультуры, совершили парное самоубийство в Новосибирске, спрыгнув с балкона многоэтажки. Можно ли сравнивать субкультуры с деструктивными культами?

- В определенном смысле конечно можно, потому что основа готической культуры — это измененное отношение к жизни и смерти. Опять та же самая манипуляция сознанием молодежи, которая попадает в такие субкультуры, что и в сектах.

- Какие вы видите способы противостояния сектам?

- В противостоянии сектантству общество должно осуществлять работу в двух направлениях. С одной стороны, нужно повысить образовательный уровень граждан в религиозном вопросе, в том числе и через преподавание в школах основ традиционных религий. Параллельно их нужно будет знакомить с существующими способами мошенничества в религиозной сфере и в области психологии. Здесь уместно сказать, что деструктивная деятельность современных сект и культов охватывает не только религиозную сферу, но может осуществлять свою деятельность под видом коммерческих, экологических, психологических, общественных, медицинских, благотворительных и иных объединений. Последнее обстоятельство весьма затрудняет процесс распознавания неокультов специалистами, не говоря уже о гражданах.

С другой стороны, нужно идти по пути усовершенствования законодательства, а именно, необходимо вводить в Уголовный кодекс РФ статью за манипуляцию сознанием. Прекрасный пример в этом отношении существует во Франции, где создана MIVILUDES — Межминистерская миссия по борьбе против сектантских преступлений. Основным инструментом любой деструктивной системы является манипуляция или, лучше сказать, контроль сознания человека. Это как раз то недопустимое поведение одних граждан по отношению к другим, которое должно быть урегулировано в правовом поле.

Мы с вами прекрасно понимаем, что человек может быть в затруднительном положении: у него могут умереть родные, он может потерять жену или мужа, его дети могут стать наркоманами или алкоголиками, он сам может страдать от какого-либо заболевания. В этот момент человек более внушаем и современные манипуляторы могут легко войти к нему в доверие и навязать ему какие-либо новые для него ценности. И вот здесь я полагаю, что в правовом поле должна быть поставлена защита. Я не говорю, что это разом позволит решить проблему сектантства в России, ибо она решается через религиозное воспитание граждан и укрепление их духовного иммунитета, но значительно стабилизирует обстановку.

- То есть вы считаете, что 239-й статьи УК РФ «Создание некоммерческой организации, посягающей на личность и права граждан» недостаточно?

- По этой статье правоприменительная практика не наработана. По целому ряду причин ее очень сложно доказывать. В этом плане дело Руднева очень важно, чтобы наработать практику.

Образование и Православие / РИА Новости

Предыдущая новость: "Путь к Храму" от 10 февраля 2013 г.

(голосов: 1)

Версия для печати Просмотров: 0

Яндекс.Метрика