c 11 декабря 2010 года по 12 января 2011 года в курганской и шадринской епархии будет пребывать крест-мощевик со святой частицей ризы господней и мощами 21-го угодника божия. крест-мощевик изготовлен из серебра в форме русского трилистного креста и будет доставлен из архангельской и холмогорской епархии.
прямых исторических свидетельств о происхождении мощевика не сохранилось. вероятно, он являлся реликвией дворянского рода, был специально изготовлен для хранения родовых святынь, важнейшая из которых — частица спасителевой ризы алексея митрополита. крест-мощевик бережно сохранялся и передавался от предков потомкам, в него помещались частицы святых мощей. самым значительным остается свидетельство о непрерывном нахождении мощевика в лоне церкви христовой. богохранимая святыня не претерпела ни музейного пленения, ни осквернения во времена гонений на церковь. многие годы она благоговейно сохранялась в семье православных христиан во владимирской области. в 70-е годы xx века одна из прихожанок передала священнику местного прихода димитрию нецветаеву старинную утварь, среди которой был самовар. как раскрылось позднее, в самоваре находился крест-мощевик. долгие годы, не зная об этом, большая священническая семья протоиерея димитрия нецветаева хранила у себя святыню. в 2006 году крест-мощевик был найден. священники решили, что обретенная величайшая христианская святыня должна быть прославлена. в 2007 году для мощевика, по благословению преосвященного тихона, епископа архангельского и холмогорского, был изготовлен особый крест-кивот. в центр этого креста и был помещен древний мощевик. 9 февраля 2008 года новосооруженный крест был освящен в спасо-преображенском соловецком мужском монастыре. крест-мощевик будет доставлен во все благочиния нашей епархии. встреча креста-мощевика состоится 11 декабря в 13 ч. в кафедральном соборе святого александра невского в кургане. крест с частицей ризы господней крест-мощевик изготовлен из серебра в форме русского трилистного креста. он состоит из основного корпуса с бортиками и внутренними переборками, в который помещены мощи святых, и крышки, которая крепится тремя винтиками с круглой головкой, четвертый верхний граненый с отверстием для ношения на цепи. размеры мощевика 125 х 110 х 17 мм. на лицевой стороне изображено распятие господа иисуса христа с предстоящими пресвятой богородицей и апостолом иоанном богословом, вверху изображен господь саваоф с нимбом в виде ромба. на тыльной стороне — надписания святынь, помещенных в крест. согласно надписям в центре креста-мощевика помещена частица ризы господней (спасителева риза алексея митрополита). по граням креста помещены частицы мощей: вертикально, сверху вниз: святителя иоанна златоуста святого великомученика и победоносца георгия святого великомученика иакова персиянина преподобного иоанна дамаскина преподобного иоанна кущника преподобного сампсона странноприимца святого мученика андриана преподобного моисея мурина преподобного николы святоши преподобного дамиана целебника святой мученицы евфимии
горизонтально слева направо:
святого великомученика и целителя пантелеимона святой мученицы агафии святой мученицы ирины святителя григория нисского святого мученика трифона святой великомученицы марины святого священномученика василия амасийского, епископа святой мученицы христины святой мученицы параскевы святого мученика нестора
история обретения
чудесны и непредсказуемы пути промысла божия, являющего святыни, запечатленные именем самого спасителя нашего господа иисуса христа. его таинственному деянию можно отнести незамысловатую и тем удивительную историю второго рождения креста-мощевика.
не сохранилось ни одного прямого исторического свидетельства, рассказывающего о его происхождении и судьбе. быть может, в анналах истории владимирской земли есть его отголоски. самым значительным и определяющим остается свидетельство о непрерывном нахождении мощевика в лоне церкви христовой. эта, воистину, богохранимая святыня не претерпела ни музейного пленения, ни осквернения в годину лютых гонений. многие годы благоговейно сохранялась она в семье православных христиан во владимирской области. вероятнее всего, желая сберечь святыню от поругания, ее благочестивые обладатели сокрыли ее среди домашней утвари. известно то, что в 70-е годы xx века благочестивая прихожанка передала священнику местного прихода протоиерею димитрию нецветаеву старинную утварь, среди переданной утвари находился старинный самовар. долгое время он не привлекал к себе никакого внимания и, как позднее раскрылось, хранил святыню самого спасителя — частицу ризы господа иисуса христа. имя женщины, пожертвовавшей домашнюю утварь, уже не известно, но ведомо богу.
в 2006 году крест-мощевик был найден. долгие годы он хранился у православных священнослужителей — в большой священнической семье протопресвитера димитрия нецветаева. сам отец димитрий нес многолетнее священническое служение на различных православных приходах не только в россии. в начале 80-х — конце 90-х годов он исполнял возложенное на него церковное послушание, будучи экзархом патриарха московского и всея руси при патриархе александрийском. большая священническая семья, в которой кроме благочестивого родителя семеро сыновей получили дар благодати священства, неожиданно для себя узнала, что стала хранительницей креста-мощевика. священники решили, что обретенная величайшая христианская святыня не должна находиться, словно под спудом, но быть прославлена. крест-мощевик был предан протоиерею константину нецветаеву, настоятелю никольского храма северодвинска, являющегося сыном протопресв. димитрия нецветаева. было решено, что крест с частицами ризы господней и мощей святых, безусловно, должен посетить русскую голгофу спасо-преображенский соловецкий монастырь и быть прославлен на архангельской земле ставшей живым антиминсом русской православной церкви и отечества.в январе 2007 года для мощевика, по благословению преосвященного тихона, епископа архангельского и холмогорского в городе северодвинске руками корабелов предприятия звёздочка" был изготовлен особый крест-кивот. в центр этого креста и был помещен древний мощевик.
9 февраля 2008 г. новосооруженный крест был освящен в спасо-преображенском соловецком мужском монастыре.
история ризы господа иисуса христа
история честной ризы господа нашего иисуса христа восходит ко времени земной жизни спасителя. в евангелии от иоанна читаем: воины же, когда распяли иисуса, взяли одежды его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. итак сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет (ин. 19, 23-24). так исполнилось одно из мессианских пророчеств (о земной жизни господа иисуса христа), изречённое пророком давидом: делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий(псал. 21, 19).
в евангелии упоминаются две одежды христовы: риза и хитон. в древности это были разные одежды не только по своему назначению, но и по способу изготовления. так, риза это верхняя одежда и носилась она поверх хитона. в отличие от ризы, которая сшивалась из полотна, хитон был нешвен, не сшит из материи, а связан цельным.
воины, стоящие у креста господня, разделили между собой ризу христову, о хитоне же кидали жребий, так как в отличие от ризы, его нельзя было делить, иначе бы он просто распустился на нитки, и воины получили бы лишь ни к чему не пригодные лоскутки и обрывки ниток.
об обстоятельствах перенесения хитона господня из иерусалима повествуют разные восточные сказания: армянские, грузинские, сирийские. по преданию, воин, которому досталась риза господня, был грузином и впоследствии перенёс её в грузию. согласно другому сказанию, изложенному в древней грузинской летописи конца iv века, помещенной в картлис цховрэба (жизнь картли) в пределах иверии (грузии) ещё со времени вавилонского пленения осела община еврейских переселенцев, потомки которых жили в мцхете древней столице иверии. мцхетские евреи ежегодно отправляли в иерусалим своих посланников для участия в праздновании ветхозаветной пасхи. один из них, по имени елиоз, был очевидцем страданий иисуса христа на голгофе и уверовал в спасителя. он сумел приобрести хитон господень у того воина, которому он достался по жребию.
когда елиоз вернулся в мцхету, сестра его, именем сидония, уже просвященная светом христовой истины, имея великую любовь ко спасителю, прижала к себе столь великую святыню и в тот же миг предала свою душу господу. все попытки забрать хитон из объятий святой не увенчались успехом. так её и похоронили. впоследствии на месте могилы вырос кедр, а затем на месте срубленного великана был построен один из первых храмов грузии светицховели. с тех пор в этом соборе у основания срубленного дерева, в столпе, под спудом незыблемо пребывает величайшая святыня православного мира хитон христов. о том есть множество исторических свидетельств.
следует заметить, что на западе существовало предание о том, что риза господня первоначально была найдена царицей еленой (iv в.) в палестине, перенесена в трир (германия) и в 328 г. положена в трирском соборе. это предание появилось в западной европе в 1196 г., а в 1512 г. здесь было установлено народное почитание трирской реликвии. известна также часть ризы господней в г. аржантейле, близ парижа.
риза господня, вернее, одна из ее четырех частей, как и хитон господень, оказалась в грузии. в отличие от хитона, риза хранилась не в земле, а в сокровищнице собора светицховели вплоть до хvii века, когда персидский шах аббас i, опустошивший грузию, вывез вместе с другими сокровищами и ризу господню. чтобы расположить к себе царя михаила феодоровича, шах прислал в 1625 году ризу в дар патриарху филарету (1619-1633) и царю михаилу. великую святыню встретили в москве у донского монастыря за калужскими воротами и освидетельствовали ее подлинность: по приказу патриарха филарета положили недельный пост с молебствиями, а потом ризу возлагали на тяжелобольных, и все они получили исцеление. ризу господню принесли в успенский собор и поместили в медный ажурный шатер, символизирующий голгофу, который ныне осеняет гробницу святого патриарха ермогена. впоследствии две части ризы господней находились в петербурге: одна в соборе зимнего дворца, другая в петропавловском соборе. части ризы хранились также в киево-софийском соборе, в ипатьевском монастыре близ костромы и в некоторых других древних храмах. в москве ежегодно 10 (23) июля риза господня торжественно выносилась из придела во имя святых апостолов петра и павла успенского собора, и она полагалась на аналое для поклонения во время богослужения. после литургии ризу уносили на прежнее место.
о судьбе «московской» части ризы господней сообщает современная исследовательница н. энеева: «по сведениям сотрудников музеев московского кремля, после революции, в 1918 г., хранившиеся в алтаре успенского собора святыни были перенесены в крестовоздвиженский монастырь, находившийся неподалёку, в начале воздвиженской улицы. когда монастырь закрыли и разрушили, а духовенство его арестовали, святыни были у церкви конфискованы и помещены в фонды музеев московского кремля, где и сохранялись (подчас с большими трудами и опасностями) музейными работниками в неприкосновенности вплоть до настоящего времени. среди них находится и ковчег с ризой господней, который попал в отдел драгоценных металлов, где хранится и поныне».
после 1917 г. петербургский ковчег с частью ризы господней постигла, по-видимому, та же участь, что и другие святыни, хранившиеся в петропавловском соборе: в мае 1922 г. большая часть церковных ценностей была изъята, а в 1924 г. собор был превращён в музей.
в xxi веке господь не оставил наше отечество и явил частицы ризы своей в россии. одна из них обретена в фондах ярославского историко-архитектурного музея-заповедника «спасский монастырь» и ныне почивает в спасо-введенском толгском женском монастыре. эта частица ризы господней в 1650 г. была подарена царём алексеем михайловичем ярославским купцам братьям скрипиным — за великие заслуги. еще одна частица, заключенная в серебряный складень, из фондов музеев московского кремля была передана президентом рф в.в. путиным патриарху московскому и всея руси алексию ii 19 ноября 2007 года в день празднования 90-летия восстановления патриаршества в русской православной церкви. возвращенная к православному почитанию святыня находится в московском соборном храме христа спасителя.промыслом божиим, на русском севере явлена еще одна частица ризы господней, но ее история полностью еще не раскрыта.
святыня дворянского рода
косвенно можно утверждать, что описываемый нами крест-мощевик являлся реликвией дворянского рода и, быть может он был специально изготовлен для хранения имевшихся родовых святынь, важнейшей из которых была частица спасителевой ризы алексея митрополита. он бережно сохранялся и передавался от предков потомкам, в него помещались частицы святых мощей. говоря о дворянской истории нашей реликвии важно представить отношение представителей дворянских родов к христианским святыням.
сейчас привычно говорить о нравственности дворян xviii в. в отрицательном тоне. тем не менее были и те, хотя и составлявшие явное меньшинство внутри сословия, но которые в действительности были духовным стержнем в нем, они поддерживали в остальных высокий патриотический и религиозный дух православного воина, чиновника, помещика. русская аристократия в лучших ее представителях видела свое служение на поприще государственном и социальном (в управлении крестьянами) как служение религиозное, богом данное. и надеялись в этом случае благочестивые дворяне не столько на себя: на власть, на свой ум, сноровку и знание, — сколько на благословение божие своему дому, своим делам. в святынях, которые собирались в таковых домах, видели залог благодатного покровительства святых божиих и скорого слышания своих молитв, небесной помощи в многотрудном деле властедержания.
святыни разными путями приходили в дома дворян. но всегда обретение святой иконы или частиц мощей происходило через высокое благословение — архиерейское или царское. иконами, мощами благословляли дворян за службу, за церковные благодеяния. другое дело — путь святыни внутри рода — через благословение родительское или кого-то из родственников. наследовал иконы при этом по преимуществу старший сын или тот, кто имел на это право. многие святыни обретали свое почетное место в домах дворян после некоторых чудесных обстоятельств, поэтому, в узком смысле, этот путь обретения святынь можно обозначить как божие благословение.
известно, что в царской семье существовала традиция с самого рождения наделять царских младенцев частицами ризы господней «...при крещении каждого императорского младенца полагают ему в крест малую частицу от ризы господней. по слову свт. филарета московского, так „простирается благословение патриаршее на все его потомство“, что есть укрепление корня и ветвей рода в век и век».
в отдельных случаях частицами ризы в благословение награждались знатные и благочестивые вельможи за ратные и государственные труды. в древнем роду головиных, славном верным служением и благочестием, в xviii столетии среди прочих святынь так же пребывала частица ризы господней, помещенная в драгоценный ковчег. у матюшкиных подобный драгоценный дар был помещен в особую рамку наподобие серебряной вызолоченной ризы и сохранялся как главная родовая святыня. имел подобное благословение и род александра сергеевича пушкина. частица ризы была помещена в наглухо запаянную ладанку. предполагается, что ладанка появилась у предков поэта как царский дар одному из пушкиных в xvii в. пресс-служба курганской епархии / пресс-служба архангельской епархии |