Новости Патриархии
22 марта 2012 года в издательском доме «Комсомольская правда» состоялась пресс-конференция «Учебный курс по основам религиозных культур и этики в российских школах становится обязательным. Чего ждать школьникам и их родителям в новом учебном году?».
Перед журналистами выступили директор Департамента общего образования Министерства образования и науки РФ Е. Низиенко; заведующий сектором ОПК Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви Г. Демидов; руководитель отдела науки Департамента образования и науки Духовного управления мусульман Европейской части России (ДУМЕР), имам-хатыб Раис Измайлов; генеральный директор издательства «Просвещение» А. Кондаков.
Подводя итоги апробации курса Основы религиозных культур и светской этики, проводившейся в 2009-2011 годах, Е. Низиенко назвала в качестве одного из его итогов тот факт, что родители и дети стали больше общаться между собой, а учителя отметили большую сплоченность внутри классов, налаживание крепких дружеских отношений. Если в начале эксперимента в пользу курса выступили 40% родителей, то к его окончанию пользу, которую он может принести их детям, оценили более 65%. Если говорить о выборе модулей, то 42% родителей выбрали изучение Основ светской этики, 30% — Основ Православия, 18% — мировых религий, 9% — ислама, 1% — буддизма, 0,5% — иудаизма.
Низиенко озвучила и проблемы, с которыми пришлось столкнуться: в некоторых регионах свободу выбора модуля родителями ограничивали путем голосования за предложенные варианты (а не полный их список), уровень подготовки учителей и другие. «Одним из основных достижений можно назвать то, что удалось наладить конструктивный диалог между государством и религиозными объединениями, — отметила директор Департамента общего образования Министерства образования и науки РФ. — Сегодня наша основная задача — квалифицированная и глубокая подготовка преподавателей курса».
Говоря об учебниках и пособиях, рекомендованных для ведения курса ОРКСЭ, А. Кондаков обратил внимание на то, что их авторы постарались учесть все конфессиональные особенности: «Нашей задачей стало сделать курс максимально толерантным и понятным обществу». Так, было издано пособие для родителей, в котором максимально доступно рассказывается о задачах нового курса. Для учителей также выпустили книгу, знакомящую с особенностями конфессий и особенностями преподавания Основ религиозных культур детям десяти лет. Сложности возникли с учебником по Основам светской этики, в котором были сформулированы базовые ценности российского общества: понятия «человек», «семья», «социальная солидарность» и т.д. Разногласия авторов учебника и ученых Института философии РАН касались как собственно понятия «светская этика», так и содержания предмета. В итоге пришли к тому, что необходимо пересмотреть философский компонент уже в средней и старшей школе.
Самое главное, что тексты всех учебников и пособий были тщательно вычитаны представителями всех конфессий, чтобы впоследствии ни у кого не возникло претензий по поводу их содержания.
«Подводя итоги апробации, следует отметить еще один — это бесконфликтное вхождение детей в поликонфессиональное поле жизни», — сказал в заключение А. Кондаков.
Г. Демидов обратил внимание присутствующих на то, что для Русской Православной Церкви главным итогом апробации курса можно считать также возвращение традиционных духовно-нравственных ценностей в систему отечественного образования, которые были утрачены за годы советской власти. Он добавил, что следствием этого не станет постоянное присутствие священнослужителей в школьных классах.
Г. Демидов также отметил важность достижения взаимопонимания между государственными и религиозными структурами в области подготовки учебников и преподавателей нового курса. «Качество преподавания зависит от уровня подготовки и аттестации педагогов. Если до сих пор подготовка учителей велась представителями Церкви, религиозных сообществ, то теперь их участие также не должно быть номинальным, а время обучения можно и нужно увеличить. Что касается учебников, то они должны получить конфессиональный гриф», — сказал заведующий сектором ОПК Отдела религиозного образования и катехизации.
Другим серьезным достижением апробации он назвал рекомендации рассмотреть перспективы преподавания курса ОРКСЭ на основной и старшей ступенях общеобразовательной школы.
Имам-хатыб Раис Измайлов высказал мысль, что любовь преподавателя к предмету является важнейшим аспектом преподавания религиозной культуры в школах. Ведь если педагог равнодушен к своему предмету, то он не сможет достойно передать знания детям. Также он отметил необходимость предотвращения навязывания выбора модулей.
Отвечая на вопросы корреспондентов, выступающие высказали свое мнение о перспективах курса: возможность дистанционного обучения; культурологический характер предмета; важность доверительного общения между педагогами, родителями и детьми; привлечение религиозных конфессий к подготовке и аттестации педагогов, разработке и экспертизе учебных пособий; расширение курса на основную и старшую ступень средней школы. Данные направления развития нашли отражение в новом законопроекте «Об образовании».
Отдел религиозного образования и катехизации/Патриархия.ru