Новости Патриархии

14 Марта 2017

С 11 по 13 марта 2017 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион посетил Святую Гору Афон.

В эти же дни началась рабочая поездка на Афон руководителя Управления по зарубежным учреждениям Московской Патриархии епископа Богородского Антония.

По прибытии на Святую гору митрополит Иларион совместно с епископом Антонием посетил скит Новая Фиваида, принадлежащий Русскому на Афоне Пантелеимонову монастырю; гости ознакомились с ходом ведущихся в скиту масштабных восстановительных работ.

Далее паломническая группа проследовала в Карею, где была принята Протоэпистатом Священной Эпистасии Святой Горы Афон монахом Ватопедского монастыря Варнавой. Поклонившись иконе Божией Матери «Достойно есть» в храме Успения Пресвятой Богородицы в Протате, гости проследовали в Иверский монастырь, где перед иконой Божией Матери «Иверская» митрополит Иларион совершил чтение акафиста на греческом языке.

Прибыв вечером того же дня в Пантелеимонов монастырь, паломники молились за малой вечерней, а затем за всенощным бдением в соборном храме святого великомученика Пантелеимона.

12 марта 2017 года, в Неделю вторую Великого поста, митрополит Иларион совершил Божественную литургию в соборном храме. Ему сослужили епископ Богородский Антоний, игумен обители архимандрит Евлогий, братия монастыря и члены паломнической группы в священном сане.

По отпусте Божественной литургии митрополит Иларион произнес проповедь:

«Ваше Преосвященство, Ваше Высокопреподобие, досточтимый отец Евлогий, дорогие отцы, дорогие братья!

Сердечно приветствую вас от имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, который просил меня передать всем вам свое Первосвятительское благословение. Он ежедневно молится о Святой Афонской Горе, о монастыре святого великомученика и целителя Пантелеимона и о всей во Христе братии этой святой обители.

Я рад возможности вновь по благословению Святейшего Патриарха совершить здесь Божественную литургию в день памяти святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского. Его память совершается во вторую неделю Великого поста не случайно, потому что святитель Григорий, как мы слышали в каноне на утрени, является «вторым Богословом» — вторым после первого, то есть после святителя Григория Богослова, архиепископа Константинопольского, который жил в IV веке.

Святитель Григорий Палама жил десять веков спустя, но Церковь прославляет его как «второго Богослова», потому что на его долю выпало защитить Церковь от опасной ереси и сформулировать очень важное учение о Божественном свете, о сущности и о действиях Божиих.

Немногие в наше время понимают смысл этих учений и значение развернувшихся в Константинополе в середине XIV века споров, как и то, почему мы должны сегодня вспоминать и прославлять этого великого святителя. А между тем споры шли о самой сердцевине духовной и религиозной жизни, был оспорен многовековой опыт афонских монахов, которые в своей молитве, произнося непрестанно имя Божие, поднимались на такие высокие ступени богосозерцания, что могли своим внутренними очами видеть Божественный свет. Некоторые богословы решили оспорить этот опыт, решили сказать, что те на молитве видят обычный материальный свет. И святитель Григорий Палама, который был богословом не академическим, но богословом духовного опыта, в своих творениях рассказал об этом опыте и придал ему богословский смысл.

Он сказал, что подвижники на высоких ступенях молитвенного созерцания видят особое действие Божие, в котором присутствует Сам Господь. И развивая это свое учение, он говорил о том, что в Боге есть та сущность, которая ни для кого не доступна, непознаваема и непостижима, и есть те действия, через которые Бог открывает Себя человеку.

Сегодня некоторые спрашивают: а зачем такое учение? Не вносится ли тем самым некое разделение в Боге? Но можно привести подобие из нашей человеческой жизни. Каким образом мы с вами узнаем друг друга? Через наши действия, через то, как каждый из нас проявляет себя по отношению к другим людям. Никто не может сказать, что в глубине человека, какова его сущность, потому что нашу внутреннюю сущность мы даже сами не знаем — ее знает только Сам Господь, Который создал нас по Своему образу и подобию. И этот Свой образ и Свое подобие, как бы они ни были затемнены грехами, Бог распознает в глубинах нашей человеческой сущности. Нам же друг друга знать на такой глубине не дано — мы знаем один другого по тому, как себя проявляем. И каждый человек нам открывается через свои действия.

Вот точно так же мы можем говорить о Боге. Его сущность мы не знаем — Бог непостижим, как говорили нам все Святые отцы, но Господь проявляет Себя «многочастно и многообразно» в течение всей истории человечества, в течение жизни каждого человека и по отношению к каждому из нас. Через Его Божественные действия мы познаем, что Он благ, милостив, долготерпелив. Все, что мы можем сказать о Боге, перечисляя Его свойства, мы узнаем из Его действий по отношению к каждому из нас.

Но есть и особый способ богопознания — через молитву, через предстояние Богу на Божественной литургии, через причащение Святых Христовых Таин и через участие в других церковных Таинствах, когда Господь особым образом открывается каждому из нас — кому-то через глубокое и сердечное чувство, кому-то — через слезы умиления, кому-то — через созерцание Божественного света, кому-то — через иные Свои действия и проявления, которые направлены на каждого из нас и касаются нашего ума, нашего сердца и нашего духовного взора. Именно этот опыт богообщения отражен в творениях великих богословов Церкви.

Эти богословы, такие как святитель Григорий Богослов, святитель Григорий Палама, не сочиняли свои творения на основе книг других писателей. Они богословствовали, исходя из собственного духовного опыта, но в то же время сверяли его с тысячелетней церковной традицией, со Священным Преданием Церкви, которое позволяло им безошибочно определить, где истинное богословие, а где ересь, где подлинное откровение Божие, а где — опасное заблуждение человеческого ума. Именно так — через духовный опыт, через опыт молитвы — богословы и создавали духовное богатство, которым мы сегодня наслаждаемся, когда открываем их книги и читаем их в своей келье или же когда слышим поучения этих Святых отцов на богослужении.

Авва Евагрий в том же IV веке, когда жил и Григорий Богослов, сказал, что истинный богослов — тот, кто истинно молится; если ты будешь истинно молиться, то и будешь богословом. Святая Церковь призывает нас к молитве, к предстоянию Богу, к тому, чтобы мы открывали свою душу Господу через покаяние, и Он будет открывать наши духовные очи для богосозерцания и богословия.

В наше время, как и в прежние времена, против Церкви восстают различные ереси и лжеучения. Они рождаются как внутри Церкви, так и приходят извне. Сегодня есть люди, которые, когда пишут об Иисусе Христе, пытаются доказать, что это был обычный человек либо какой-то революционер, который хотел свергнуть иго римлян. И многие другие злоумышления и злоухищрения изрыгаются из уст этих людей против Господа Иисуса Христа, против Его Пречистой Матери, против почитания святых, поклонения иконам и против всего того, что является сердцевиной нашей Церкви. Поэтому и в наше время нужны богословы, и ныне нужно богословствовать по примеру Святых отцов. Но только делать это следует не от ветра головы своея, не от мудрости человеческой, а черпая свои силы и знания из духовного опыта, из молитвы, из предстояния Господу, из участия в Таинствах церковных, и при этом сверяя все то, что мы можем сказать о Боге, Его Пречистой Матери и о Святой Церкви, с тем, что говорили Святые отцы. Потому что вера наша — не только апостольская, не только православная, но еще и вера отеческая. Именно потому мы прославляем Святых отцов, что они заложили основы той веры, которой мы сегодня живет и дышим.

Всех вас, дорогие братья, поздравляю с днем памяти этого великого святого.

Мне особенно хотелось бы сегодня приветствовать архимандрита Евлогия, игумена этой святой обители. Я впервые совершаю богослужение вместе с Вами уже в сане игумена. Много раз мне доводилось приезжать в Пантелеимонов монастырь при прежнем настоятеле приснопамятном архимандрите Иеремии, которому Господь дал долгую и праведную жизнь; память о нем всегда будет храниться в сердцах иноков этой обители и многих из тех, кто приезжал сюда на поклонение. Желаю Вам помощи Божией в несении креста, который выпал на Вашу долю благодаря избранию братии и действию Святого Духа. Пусть Господь укрепляет Вас в Ваших трудах. Несите то бремя, которое Он возложил на Вас, с достоинством, со строгостью, с кротостью, утешая братию в скорбях, помогая каждому из братий подниматься по лествице духовного восхождения и ведя вверенное Вам стадо с кротостью и смирением.

Всех вас, дорогие отцы и братья, сердечно поздравляю с праздником. Храни вас всех Господь!»

По окончании богослужения в монастырской трапезной состоялась братская трапеза с Чином о панагии. Затем митрополит Иларион совершил литию на могиле приснопамятного игумена обители архимандрита Иеремии, скончавшегося 4 августа 2016 года.

Председатель ОВЦС также посетил фотографическую мастерскую обители, где ознакомился с ходом работ по подготовке фотоальбома, посвященного монастырям Афона.

Перед отбытием из Пантелеимонова монастыря состоялась встреча митрополита Илариона с наместником обители архимандритом Евлогием.

В тот же день паломническая группа, простившись с братией, отбыла в монастырь Симонопетра, где под колокольный звон в монастырских вратах высоких гостей встретила братия во главе с игуменом обители архимандритом Елисеем, сопроводившая членов делегации к соборному Рождественскому храму обители. Здесь гостям были вынесены для поклонения святыни монастыря, среди которых — десница святой Марии Магдалины, часть честной главы мученика Сергия, часть святых мощей святителя Нектария Эгинского.

По окончании вечернего богослужения паломники проследовали на уставную трапезу, во время которой отец Елисей, приветствуя митрополита Волоколамского Илариона, сказал:

«Дорогие отцы и братья, сегодня мы принимаем в нашем монастыре Высокопреосвященнейшего митрополита Илариона, которого рады вновь приветствовать в обители. Все мы знаем, насколько митрополит Иларион любит Святую Гору. Он приезжает сюда не только как представитель Московского Патриархата, но и как паломник.

Все вы знаете богословское образование и богословский, а также церковный опыт владыки Илариона, его любовь к Святым отцам. Поэтому я его попросил сказать нам несколько слов касательно духовной брани, которую мы все принимаем на себя в преддверии Святой Пасхи».

Обратившись по просьбе игумена с поучением к братии обители, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион отметил:

«Ваше Высокопреподобие, дорогой отец игумен, дорогие отцы и братья!

Хотел бы сказать вам несколько слов о том, что является самым главным в нашей христианской жизни. Если обычного человека спросить, что в христианстве главное, каждый ответит по-разному. Один скажет: "Самое главное — это Церковь, ее Таинства"; другой ответит: "Главное — это нравственное учение Господа Иисуса Христа".

Когда меня спрашивают, что самое главное в христианстве, мой ответ всегда один: самое главное — это Христос. Христос — сердцевина нашей веры. В течение всей нашей жизни мы вслушиваемся в Его голос, всматриваемся в Его образ и духовным взором прозреваем в Нем Бога и Человека, как научили нас Святые отцы и Святая Церковь.

Святой старец Симеон, когда взял на руки Младенца Иисуса, сказал: "Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий" (Лк. 2. 34). И до сих пор Христос является предметом пререканий для очень многих людей. Каждый год выходят все новые и новые книги об Иисусе Христе. Одни авторы пишут, что такого Человека вообще не существовало, Его придумали. Другие говорят, мол, был такой Человек, Он написал изречения, которые читали Его ученики, а спустя много десятилетий последователи Иисуса придумали про Него разные легенды.

Мы с вами знаем, что Господь Иисус Христос жил на этой земле, и что Его ученики оставили нам четыре Евангелия — живые свидетельства того, что апостолы видели своими глазами и слышали своими ушами. Эти четыре Евангелия являются для нас источниками, через которые мы узнаем Господа Иисуса Христа.

Святая Церковь не случайно оставила четыре Евангелия в том виде, в каком они были написаны изначально. Ведь были попытки из четырех Евангелий сделать одно, но Церковь отвергала эти попытки, ибо четыре Евангелия — это четыре свидетельства об одном и том же. У двух или трех евангелистов мы читаем одну и ту же историю, видя при этом, что каждый из них по-разному повествует о тех или иных событиях. Но из каждого Евангелия нам открывается один и тот же образ Иисуса Христа — не четыре разных образа, но один.

Для того, чтобы понять смысл Евангелия, его нужно читать особым образом. Святое Евангелие можно сравнить с сейфом, закрытым на два ключа: чтобы открыть этот сейф и достать сокровище, нужно воспользоваться двумя ключами, одного будет недостаточно.

Первый ключ — это вера и уверенность в том, что Господь Иисус Христос был реальным человеком, таким же, как и мы с вами. Так же, как и мы, Он чувствовал усталость, нуждался в отдыхе и пище, гневался и радовался, удивлялся — обо всем этом мы читаем в Евангелии.

Евангелие нам рассказывает, как, например, однажды во время сильной бури Спаситель крепко уснул на корме лодки, и ни шум ветра, ни грохот волн не могли Его разбудить. Некоторые древние толкователи говорили, что Он уснул для того, чтобы научить Своих учеников вере. Возможно, это было промыслительно, но Христос уснул не для того, чтобы чему-то научить, а потому что устал. В течение всего дня Он принимал людей, беседовал с ними, исцелял больных, и поэтому по-человечески Он сильно утомился и спал так крепко, что не проснулся даже тогда, когда начался шторм. Он проснулся только после того, как Его разбудили испуганные ученики. Этот случай, как и многие другие описанные в Евангелии, показывает, что Христос был живым, реальным Человеком. А это значит, что и все описанные в Евангелиях страдания, которые Он претерпел, были абсолютно реальными — такими, какие пережил бы любой человек, оказавшийся в подобных обстоятельствах.

Но что значит для нас человеческая история Христа? Разве Он был единственный из всех людей, Кого распяли на кресте? Разве Он единственный, Кого несправедливо осудили? Когда восстание Спартака было подавлено, 6 тысяч человек были распяты на крестах вдоль Аппиевой дороги. Почему же ни один из этих крестов не произвел такого действия, какое производит Крест Господа Иисуса Христа? Потому что Иисус Христос был не только Человеком, но и Богом. И это второй ключ, который необходим, чтобы открыть сокровищницу Евангелия. Каждое действие и каждое слово Иисуса Христа — действие и слово Человека и Бога одновременно. Именно поэтому все, что Он говорит, и все, что с Ним произошло, имеет абсолютную значимость для нас.

Сын Божий не всегда говорил что-то оригинальное — иногда Он просто повторял то, что сказано в Ветхом Завете, а иногда по-своему толковал ветхозаветные тексты. И все это не имело бы такого значения, какое оно имеет для нас, если бы не было словами Бога, обращенными непосредственно к нам. Люди часто задают вопросы о Боге, очень многое в Нем для людей непонятно. Много паломников, например, приезжает на Афон для того, чтобы спросить духовников, почему Бог поступает так, а не иначе, почему столько несправедливости в мире, почему зло существует, почему люди должны страдать.

Богословского ответа на все эти вопросы нет, но Бог дал один ответ на все вопросы человека. Этим ответом является Господь Иисус Христос. На вопрос о том, почему люди страдают, мы можем ответить, что и Сам Господь принял на себя страдания людей. На вопрос о том, почему зло существует в этом мире, мы говорим, что Господь лицом к лицу встретился с этим злом, и в Своей человеческой жизни победил его, когда отверг искушения дьявола. И когда люди спрашивают: "Почему мы должны умирать, почему человек не может быть бессмертен?", мы напоминаем, что Сам Бог принял на себя смерть, но принял Он смерть для того, чтобы нам открыть путь к бессмертию. Господь Иисус Христос — это ответ Бога на все человеческие вопросы. А для нас, монахов, Христос — это источник постоянного, ежедневного вдохновения.

Вот почему Святые отцы говорили о том, что мы каждый день должны читать Евангелие. Казалось бы, зачем его читать каждый день, если мы все эти евангельские истории уже знаем наизусть? Потому что каждый раз, открывая Евангелие, мы предстаем лицом к лицу перед Самим Господом Иисусом Христом, и каждый раз через чтение одного и того же отрывка Спаситель может открыть нам что-то новое. Поэтому Евангелие никогда не бывает утомительным для читающего его и никогда не устаревает. А для того, чтобы оно всегда по-новому открывалось для нас, мы должны читать толкования на Писание Святых отцов и, самое главное, — непрестанно жить во Христе.

В конечном итоге вся наша монашеская жизнь, весь ее уклад и весь ее строй, сложившийся на протяжении веков, направлен на то, чтобы мы в своем собственном духовном опыте встречали Христа. Мы встречаем Его через Иисусову молитву, когда произносим непрестанно и многократно Его священное имя. Мы встречаем Христа в богослужениях нашей Церкви, когда через серию праздников в течение всего года перед нами проходит вся Его жизнь. Мы особым образом Его встречаем и особым образом с Ним соединяемся, когда принимаем внутрь себя Тело и Кровь Христовы. Через все это мы соединяемся со Христом духовно и телесно.

Я хотел бы пожелать, чтобы наша монашеская жизнь была непрестанным и ежедневным откровением Господа Иисуса Христа, чтобы каждый день, открывая Христа для себя, мы Его открывали и другим людям.

Всем вам желаю хорошей Четыредесятницы, желаю в радости встретить праздник Светлого Христова Воскресения».

По окончании трапезы монах Макарий ознакомил гостей обители с ее богатой библиотекой, в собрании которой, в частности, имеется более пяти тысяч книг на церковнославянском и русском языках.

Утром 13 марта митрополит Иларион, епископ Антоний и сопровождавшие их лица молились за полунощницей и утреней в соборном Рождественском храме монастыря Симонопетра. Перед отбытием гостей из обители архимандрит Елисей поблагодарил членов паломнической группы за посещение монастыря, попросил передать Святейшему Патриарху Кириллу выражение почтения и испросил его святительских молитв и благословения.

Тепло попрощавшись со святогорцами, митрополит Иларион и сопровождавшие его лица покинули Афон; паломническая поездка епископа Антония продолжилась.

В поездке председателя Отдела внешних церковных связей сопровождали клирик московского храма в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке священник Димитрий Агеев, сотрудник секретариата ОВЦС по межправославным отношениям иеродиакон Григорий (Соколов) и группа православных мирян.

Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru