Новости православия (архив)

11 Сентября 2004

11 сентября 2004 года трагически погиб Блаженнейший Папа и Патриарх Александрийский и всея Африки Петр VII. Блаженнейший Патриарх Петр и сопровождавшие его лица погибли в результате крушения вертолета, на котором делегация Александрийской Православной Церкви направлялась в паломничество на Святую Гору Афон. В составе погибшей делегации находились также митрополиты Пилусийский Ириней и Карфагенский Хризостом, епископ Мадагаскарский Нектарий, игумен монастыря Махера (Кипр) архимандрит Арсений, архимандрит Каллистрат (Иконому), архидиакон Нектарий Кондойоргос и несколько мирян.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II направил Священному Синоду Александрийской Православной Церкви послание с выражением своих соболезнований:

СВЯЩЕННОМУ СИНОДУ АЛЕКСАНДРИЙСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

До глубины души потрясены известием о безвременной трагической кончине Блаженнейшего Папы и Патриарха Петра и сопровождавших его архиереев, клириков и мирян Александрийской Православной Церкви. Эта страшная весть причинила острую боль от сознания невосполнимости этой потери.

Еще недавно, принимая у себя трагически погибших Предстоятеля и собратьев-архиереев, Мы наслаждались дружеским общением. Сегодня же Наш ум отказывается верить, что их уже нет среди нас. Нет слов, могущих выразить меру Нашей горечи, и не было бы предела отчаянию, если бы не спасительная вера наша в Жизнодавца Господа, Который «не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк. 20. 38). К Нему Мы обращаемся в эти скорбные минуты с горячей молитвой и просим даровать новопреставленным блаженное упокоение и вечную память. От лица всей Русской Православной Церкви приносим Наши глубокие соболезнования и сопереживания осиротевшей Александрийской Православной Церкви.

Великая утрата постигла Вселенское Православие, ибо почивший Предстоятель и его спутники были выдающимися иерархами и ревностными тружениками на ниве Христовой. Души их во благих водворятся, и память их в род и род.

С любовью о Господе

+ АЛЕКСИЙ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

Блаженнейший Папа и Патриарх Александрийский и всея Африки Петр VII возглавлял кафедру святого апостола Марка с 1997 года. В январе 2004 года Блаженнейший Петр посетил Россию. В ходе этого визита, 21 января, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II вручил Предстоятелю Александрийской Церкви премию Международного Фонда единства православных народов «За выдающуюся деятельность по укреплению единства православных народов» за 2003 год. Блаженнейший Патриарх Александрийский Петр внес большой личный вклад в укрепление единства православных народов и христианского присутствия в странах Северной, Центральной и Южной Африки.

Совсем недавно «Седмица.Ru» публиковала интервью, в котором Блаженнейший Петр затрагивал важнейшие вопросы современной жизни Александрийской Патриархии, межхристианского диалога и взаимоотношений Поместных Православных Церквей. Тогда никто еще нем мог знать, что это интервью станет для Блаженнейшего Патриарха Петра одним из последних:

- Ваше Блаженство, как Вы оцениваете состояние отношений между Русской и Александрийской Православными Церквами?

- Взаимоотношения очень хорошие, братские. Они динамично развиваются. Это радует, поскольку единство Церквей отражает духовное единство православных народов, и, как показывает история, усиливает его.

Недавно мне была вручена премия «За выдающуюся деятельность по укреплению единства православных народов». Благодаря этому я получил возможность пообщаться с Его Святейшеством, нашим возлюбленным братом Патриархом Московским и всея Руси Алексием, пригласившим нас и членов Синода Александрийской Церкви в Москву на церемонию награждения. Это доказательство и продолжение традиционно тесного сотрудничества наших двух Церквей - Русской и Александрийской, которое было начато нашими приснопамятными предшественниками - Патриархами прошлых веков. Это важно также и потому, что наша встреча с Президентом России стала свидетельством теплых чувств и любви, которые Александрийская Патриархия испытывает к возлюбленному единоверному русскому народу.

- Ваше Блаженство, поддерживаете ли Вы идею проведения Всемирного Православного Собора?

- Я надеюсь, что такой Собор состоится. Мы, Предстоятели двух Церквей, считаем, что проведение подобного Собора необходимо. Не секрет, что накопилось огромное количество вопросов, которые необходимо решать. Это возможно только на уровне Всецерковного Собора. Процесс подготовки подобного рода встречи в какой-то момент прервался, но я надеюсь, что она все же состоится, на благо наших народов.

- Означает ли это, что Церковь отныне будет стремиться к расширению присутствия Православия в мире?

- Мы ни в коем случае не должны следовать тенденции прозелитизма, или зариться на то, что принадлежит исповедникам иных догм. Мы этим не занимаемся, и только благодаря этому сосуществуем с другими Церквами. В лоно своей Церкви мы принимаем только тех, кто приходит к нам добровольно. Факт заключается в том, что существует огромное количество людей, которые вообще не имеют никакого представления о Церкви, даже о том, что такое Христианство. Но вот приходит один, он ведет за собой другого, третьего, и так далее. Эти прихожане, ставшие православными, потом уже не отступают от своей веры.

Блаженнейший Петр в Кении

- Какова, на Ваш взгляд, главная миссионерская задача Церкви?

- Необходимо, чтобы Церковь стала ближе к народу. Я имею в виду церковные органы, клириков и всех священнослужителей, которые должны непосредственно взаимодействовать с паствой. Ни в коем случае недопустимо, чтобы священнослужитель запирался в своем кабинете и ждал, когда к нему начнут приходить люди. Надо делать как раз наоборот - выйти из своего кабинета и идти к людям. Священнослужителям необходимо устанавливать контакт с народом, помогать в создании катехизаторских воскресных школ, принимать участие в открытии и деятельности больниц и других учреждений, то есть участвовать в жизни паствы в целом. Именно таким образом возникает та духовная связь, которая объединяет клириков с одной стороны и народ с другой, как это происходит на уровне взаимоотношений родителей и их детей.

- Какова роль России в жизни современной православной Африки?

- У каждой Поместной Церкви есть регионы, население которых она окормляет. Александрийский Патриархат в этом смысле имеет достаточно мозаичную картину. Среди наших прихожан - не только греки, но и славяне, болгары, сербы, румыны. Славян, которые являются членами нашей паствы, на Африканском континенте достаточно много. Я очень признателен братской Русской Церкви за ту помощь, которую она оказывает нашему Патриархату. Русская Православная Церковь посылает в Африку священнослужителей для окормления российской паствы, оказывает финансовую помощь этим священнослужителям, занимается строительством храмов.

- Как Вы оцениваете перспективы межхристианского диалога, особенно после того, как некоторые Православные Церкви вышли из Всемирного совета церквей?

- Некоторые протестантские церкви одобряют однополые "браки", другие согласились на то, чтобы членами клира стали женщины. Это характерные примеры, которые объясняют, почему некоторые Православные Церкви вышли из состава Всемирного совета церквей и отступили от межхристанского диалога. Я в какой-то степени понимаю эти Церкви. Я считаю, что Александрийская Церковь и Русская Церковь должны дать своей пастве понять: то, что приемлемо в других церквах, наши Православные Церкви не приемлют. Но одновременно с этим необходимо продолжать развитие межхристианского диалога, не отступать от него. Что касается отношений Православной и Римско-католической Церквей, то для успешного ведения диалога между нами необходимо, чтобы обе стороны имели на то добрую волю. Мы должны оставить позади ошибки, совершенные нами в прошлом, осудить их обоюдно, и ни в коем случае не пытаться навязывать свою догму или свою веру, как это делают, например, униаты.

- Несмотря на то, что численность коптов сопоставима с общим количеством православных во всей Африке, они уже в течении 1500 лет, решением Халкидонского собора, отделены от остального православного мира. Как осуществляются взаимоотношения Александрийского Патриархата с Коптской церковью?

- Взаимоотношения Александрийского Патриархата с Египетской и Эфиопской Коптскими церквами очень хорошие. Тот факт, что мы проживаем в мусульманском регионе, объединяет нас. Так получилось что я, как глава Александрийской Патриархии, нахожусь в дружеских отношениях с Патриархами обеих этих церквей. С Шенудой III - Патриархом Коптской Церкви, которая также располагается в Египте, мы знакомы уже много лет. Он оказывал мне помощь и поддержку в то время, когда мы были членами Всемирного совета церквей. Тогда-то мы и подружились, и остаемся друзьями по сей день. Мы молимся о единстве всех Церквей, ведь именно это – цель межхристианского диалога. Христос основал одну Церковь. Давайте будем молиться, чтобы настал тот день, когда Церковь наконец станет единой, каковой она была в самом начале.

- Вы живете в стране, где ислам объявлен государственной религией. Сталкиваются ли христиане Египта с проблемой исламского экстремизма?

- Напротив, мы не только сосуществуем, но и помогаем друг другу. У нас в Египте нет серьезных проблем с мусульманством. Мы обмениваемся мнениями для того, чтобы улучшать совместное существование наших религий. Наши дети рождаются, растут, живут рядом – православные и мусульмане. Мы учим свою паству в каждом человеке, в том числе мусульманине, видеть образ Божий. Православные и мусульмане сохраняют взаимоуважение, почтение к вере друг друга. Получается, что одна религия принимает другую религию. Это очень и очень помогает в строительстве улучшенного сообщества в той стране, в которой мы совместно проживаем.

- Каковы успехи Александрийского Патриархата в миссионерской деятельности на африканском континенте? Влияют ли на жизнь африканских приходов культурные традиции коренных народов Африки?

- Культурные традиции коренных народов не оказывают влияния на литургическую жизнь африканских приходов. Речь идет о традициях, которые складывались веками, и мы позволяем и даже приветствуем их существование. Но только лишь в том случае, если они не оказывают влияния на деятельность того или иного прихода.

Скажем, в Африке достаточно распространена жестикуляция сама по себе. Среди местных жителей принято, например, самовыражаться в танце – африканец совершает порой неимоверное количество телодвижений. Когда африканцы поют псалмы - они двигаются, они танцуют, принимая, таким образом, участие в богослужении и телом. Церковь это принимает, потому что Церковь заинтересована в спасении души человека. Ведь человеку ни в коем случае не приносит вред, если он чтит и почитает свои нравы и обычаи. Это не оказывает негативного влияния на его духовный рост.

Беседовал Сергей Путилов, спец. корреспондент «Седмицы.Ru»

Перевод Алексея Соколюка (посольство Греции в Москве)

* * *

Петр VII, Папа и Патриарх Александрийский и всея Африки

Александр Носевич

Блаженнейший Папа и Патриарх Александрийский и всея Африки Петр VII

Блаженнейший Папа и Патриарх Александрийский и всея Африки Петр VII родился в 1949 году в деревне Сихари, на Кипре. В 1966 году он был направлен из монастыря Махерас на обучение в семинарию апостола Варнавы, которую закончил в 1969 году. В августе того же года он был рукоположен епископом Констанским Хризостомом (ныне архиепископ Кипрский) в сан диакона.

С декабря 1970 по сентябрь 1974 года он нес церковное послушание в Александрийской патриархии в сане дьякона при Блаженнейшем патриархе Николае VI.

В 1974 году будущий патриарх окончил курс православной гимназии в Александрии, для обучения в которой ему была предоставлена стипендия. В том же году со стипендией Министерства Иностранных Дел Греции он поступил на богословский факультет Афинского государственного университета, который успешно закончил в 1978 году. Во время учебы в университете дьякон Петр служил в одном из храмов Афин. По распоряжению Патриарха, 15 августа 1978 года он был рукоположен в сан священника епископом Додонским Хризостомом (ныне митрополит Закинфский). В том же году, 6 декабря, он был возведен в чин архимандрита и направлен на послушание в качестве представителя Блаженнейшего Папы и патриарха Александрийского и всея Африки Николая VI в Каире.

В октябре 1980 года патриарх Николай направил его в Южную Африку, под начало митрополита Йоханнесбургского Павла, в качестве приходского священника в храм Пресвятой Богородицы Пантанассы (Всецарицы). Одновременно он нес послушание протосингелла (секретаря) епархии.

9 июля 1983 года Священный Синод Александрийской Церкви единогласно избрал архимандрита Петра епископом Вавилонским, и ему вновь было поручено нести церковное послушание в качестве представителя патриарха в Каире.

Согласно патриаршему указу, он был рукоположен в сан епископа 15 августа 1983 года, во время торжественного богослужения в монастыре Махера, на Кипре. Хиротонию совершали архиепископ Кипрский Хризостом, митрополит Йоханнесбургский Павел, митрополит Центральной Африки Тимофей и митрополит Китский Хризостом.

После интронизации Блаженнейшего патриарха Александрийского Парфения III, Преосвященнейший Петр был единогласно избран митрополитом Аккрским и Западноафриканским.

В октябре 1991 года Блаженнейший патриарх Парфений назначил его в митрополию Иринуполя и всей Восточной Африки (Танзания, Кения, Уганда), с титулом Патриаршего Экзарха. Здесь Высокопреосвященный Петр трудился до начала декабря 1994 года. На заседании Священного Синода Александрийской Церкви в ноябре 1994 года он был избран митрополитом Камерунским и всей Западной Африки.

Блаженнейший Петр был одним из ближайших сподвижников своего предшественника, патриарха Парфения III, которого он сопровождал во многих пастырских поездках и официальных визитах.

В ходе заседаний Поместного собора Александрийской Церкви, 21 февраля 1997 года он был удостоен высшей почести быть избранным на престол святого апостола Марка, главой древнейшей Александрийской Церкви. Его интронизация состоялась в кафедральном патриаршем соборе Александрии 9 марта того же года.

Блаженнейший Петр говорит на греческом, английском, французском и арабском языках.

Официальный титул: Папа и Патриарх великого града Александрии, Ливии, Пентаполя, Эфиопии, всего Египта и всея Африки, Отец отцов, Пастырь пастырей, Архиерей архиереев, тринадцатый Апостол и Судия всей Вселенной.

Источники:

Церковно-Научный Центр"Православная Энциклопедия"
Православие.ru