Новости православия (архив)

24 Апреля 2003

24 апреля, во Святой и Великий Четверг, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил в Патриаршем кафедральном соборе Богоявления в Елохове Божественную литургию св. Василия Великого и чин освящения Святого Мира. Предстоятелю Русской Православной Церкви сослужили митрополит Солнечногорский Сергий, управляющий делами Московской Патриархии, архиепископ Истринский Арсений, епископ Дмитровский Александр и епископ Подольский Иларион, а также священнослужители Русской Православной Церкви.

По традиции Святое Миро приготовляется и освящается раз в несколько лет. Оно используется для совершения таинства Миропомазания, а также для освящения антиминсов и престолов храмов. В древности в Византии и России Святым Миром также помазывали на царство православных государей.

Вхождение в Церковь по заповеди Спасителя со дня Пятидесятницы совершается через таинства Крещения и Миропомазания. Первоначально, в апостольское время, когда число христиан было не столь велико, апостолы и их преемники-епископы самолично возлагали руки на главы новокрещенных, низводя на них Духа Святого. Для каждого нового христианина это был момент, сравнимый с тем, чем явился день пятидесятницы для всей Церкви. Поэтому таинство это стали называть таинством Духа Святого или Личной Пятидесятницей.

Однако число христиан увеличивалось, и апостолы (а затем епископы) уже не в состоянии были совершить таинство через возложение рук над каждым новокрещенным. Тогда ученики Христовы обратились к тем обрядовым формам, которые уже прежде существовали в Ветхом Завете. Было решено использовать для совершения Личной Пятидесятницы Святое Миро. Его стали приготовлять по образцу того благовонного состава, который в ветхозаветную эпоху служил для посвящения священников Храма Иерусалимского, поставления царей и пророков.

Святое миро приготовляли и освящали апостолы Христовы, а затем епископы древней Церкви. От них Миро получали священники, которые стали использовать его при совершении таинства Духа Святого, с тех пор называемого Миропомазанием.

Впоследствии право приготовлять и освящать Святое Миро было закреплено только за Предстоятелями автокефальных Поместных Православных Церквей. Русская Православная Церковь, обретя автокефалию в 1448 г., с этого времени самостоятельно приготовляет и освящает Святое Миро.

Символом апостольского преемства в каждой Поместной Православной Церкви является Алавастр – сосуд с древним Миром, которое при каждом новом освящении Святого Мира добавляется в новоприготовленное. В свою очередь в Алавастр каждый раз добавляется новое Миро.

Приготовление нового Святого Мира начинается на Крестопоклонной седмице Великого поста и завершается в продолжение первых трех дней Страстной седмицы. Освящение нового мира совершает Предстоятель Церкви в сослужении других архиереев в Великий Четверг, за Божественной литургией, после того, как было совершено освящение Святых Даров.

Традиционным местом приготовления Святого Мира в Русской Церкви с XV до XVIII века были Митрополичьи, а затем Патриаршие палаты Московского Кремля (печь и сосуды для мироварения можно увидеть здесь, в Крестовой палате, и ныне). Освящали Миро в кремлевском Успенском соборе. После упразднения патриаршества при Петре I вторым местом освящения Мира помимо Кремля стала Киево-Печерская Лавра. С восстановлением Патриаршества в Русской Церкви в 1917 г. освящение Мира вновь стали совершать только в Москве. В продолжение ХХ столетия основным местом приготовления Святого Мира был (и остается доныне) Малый собор Донского монастыря столицы, где для с этой целью была утроена специальная печь. А освящение мира стали совершать в Патриаршем Богоявленском соборе в Елохове.

В последний раз Миро освящалось в 2000-м году.

Церковно-Научный Центр
«Православная Энциклопедия»