Новости Свято-Вознесенского собора. Казанская епрахия РПЦ
Многие в нашем храме знают Дмитрия Аликина: молодой, счастливый, отзывчивый, полных сил и энергии. Лет девять назад он начал прислуживать в алтаре нашего храма, активно участвовать в жизни церкви, а сегодня он не только технический редактор нашего сайта, но и выпускник Казанской духовной семинарии. «Дима, скоро ли ты вернешься служить в наш храм?», - часто слышит он от прихожан. Или его путь станет другим? Молодые люди с радостью посматривают на него, видно тоже мечтая стать студентами семинарии. Каково это – быть семинаристом? Обо всем этом нам рассказал сам Дмитрий Аликин.
Дмитрий, сегодня Вы - выпускник семинарии, не пожалели ли, что посвятили эти годы учебе?
Вероника, я ни то чтобы не жалею об этом, но даже с какой-то грустью понимаю, что мне приходится заканчивать обучение в Духовной школе. Время пролетело мгновенно. Безусловно, годы учебы в семинарии стали для меня лучшими в жизни, она стала для меня просто alma mater. Здесь я получил все необходимые знания для продолжения пути служения в Церкви Христовой. Уповаю на волю Божию, что Он сподобит и благословит меня на этот нелегкий путь.
Скажите, кто повлиял на Ваше поступление в семинарию? Или Вы сами решились на этот путь?
Начну с того, что мой путь в Церкви начался в Боровецком храме. Здесь я был крещен, позднее посещал Воскресную школу, а с одиннадцатилетнего возраста нес послушание в алтаре. Я до сих пор вспоминаю силу своего желания, возникшего еще в детстве, прислуживать в храме, мне, конечно, помогали многие священники. Никогда не забуду ту духовную радость, когда по благословению бывшего, ныне покойного, настоятеля протоиерея Александра Кормышакова я впервые присутствовал в алтаре за праздничным богослужением в день Крещения Господня. И с тех пор я стал прислуживать в алтаре. Вот тогда-то я понял, что хочу поступить в Казанскою духовную семинарию. Еще, конечно, благодарен и нынешнему настоятелю протоиерею Андрею Дубровину, который помогал мне не только в церковной жизни, но даже в некотором смысле и в моем воспитании. Мама у меня верующая, она очень положительно отнеслась к моему выбору. Даже все мои знакомые, школьные учителя, друзья, зная о моем выборе, поддержали меня.
Строгий ли устав Казанской Духовной Семинарии? Есть ли какие-то особые правила поведения?
Понятно, что, как и в любой другой Духовной школе, устав семинарии предполагает строгую дисциплину. И в этом смысле первое время в семинарии мне было тяжело. Сказывалась адаптация в новых условиях, изолированных от родного дома, близких и друзей. Помимо этого, еще приходилось привыкать к жесткому ритму графика семинарской жизни. С утра подъем, утренние молитвы, затем лекционные занятия, послушания – все это казалось тяжелым, но со временем начинаешь привыкать к такому ритму жизни, начинаешь жить по графику, и это даже нравится. Как и должно быть, в Духовной школе декларируются обязанности, а не права ее студентов, но без этого невозможно было бы представить полноценным процесс обучения будущих священнослужителей
Недавно в своей проповеди в нашем храме архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий заметил, что немного людей сегодня, к сожалению, хотят учиться в семинарии. Как вы думаете, с чем это связано?
Однозначно ответить, конечно, сложно. Прежде всего, священническое служение, по словам апостола Петра - это «род избранный» (1 Пет. 2, 9), оно очень нелегко, поэтому не каждый может следовать этим путем. Возможно, причина заключается и в том, что советский период правления безбожной власти, когда духовенство считалось сословием неуважаемым, очень сильно вкоренил эту мысль в память людей на многие последующие поколения. В 1918 году школа была отделена от Церкви, что повлекло за собой неимоверный религиозно-нравственный упадок в духе русского народа. А плоды борьбы с верой, с Церковью, с заповедями Евангелия сохраняются и по сей день. Поэтому сегодня перед Русской Церковью стоит огромная задача, которая постоянно озвучивается Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, сделать Церковь привлекательной для молодых людей. Очень мало молодежи сегодня в православных храмах, поэтому и немногочисленное количество абитуриентов можно видеть и в духовных школах. Сейчас в школах будут вводиться Основы Православной культуры – может это как-то решит проблему.
Могут ли возникнуть какие-то проблемы при поступлении абитуриента? Есть ли какой-то конкурсный отбор?
Думаю, не стоит говорить о том, что в семинарию могут поступать лица, исповедующие Православную веру. Абитуриенты проходят экзамены и собеседования с Владыкой-Ректором. Тут обращается внимание на степень приобщенности поступающего к церковной жизни, это может проявиться в знании наиболее известных молитв, в умении читать по-церковнославянски, в знакомстве с библейской историей или с историей Церкви. Сейчас особого конкурсного отбора в семинарии нет. Однако всякому желающему поступить в семинарию нужно очень хорошо осознать свой ответственный шаг.
Чем главным образом отличается обучение в духовном заведении от светского?
Светские учебные заведения, как известно, призваны главным образом дать сумму знаний. Если знания усвоены, то цель достигнута. В духовных же школах знания должны стать для студента жизненным началом. В связи с этим воспитанию уделяется исключительное внимание. А если говорить об уровне образования, то по рейтингу среди всех Духовных учебных заведений РПЦ Казанская Духовная семинарии находится на 4 месте, после Киевской, Московской и Санкт-Петербургской семинарий.
В КазДС принимаются только мужчины? Или девушки тоже могут учиться?
Пока такой возможности нет, но сейчас в самом центре Казани идет строительство нового корпуса, в котором будут проходить женские курсы при Казанской духовной семинарии
Хочется выделить Пастырское богословие, которое преподавал нам ректор нашей Духовной семинарии, архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий. Владыка помимо того, что рассказывал нам о высоком служении пастырства на примере великих отцов Церкви, еще делился с нами личным опытом, рассказывал о проблемах и состоянии современного пастырства, решение которых, по его мнению, строится на любви. И сам Владыка для каждого воспитанника, конечно, является ярким примером пастырского служения. Мне очень нравятся исторические дисциплины, люблю изучать историю Православия в Казанском крае
И, конечно, нельзя не спросить, что Вам дали годы, проведенные в стенах семинарии?
Мне хочется сказать о маленьком жизненном опыте, который я получил в стенах семинарии. В начале обучения я столкнулся с проблемой общения с некоторыми ребятами, с которыми я жил бок-обок. Первоначально было трудно найти компромиссы, поскольку у каждого свои привычки, свой характер. Так вот, за эти годы каждый из нас в какой-то степени, я думаю, научился ценить и уважать интересы друг друга, а это очень важно для каждого, тем более священнослужителя, ему изо дня в день нужно общаться с людьми. Мне кажется, что ни в одном другом учебном заведении не воспитывается личность человека лучше, чем в семинарии. Учиться придется всю жизнь, так как священник должен быть всесторонне развитым человеком. Конечно, буду стараться реализовывать свои знания и опыт во благо своего родного храма – Свято-Вознесенского собора в Набережных Челнах и вообще Святой Православной Церкви.
Дмитрий, благодарю вас за беседу, пусть укрепит Господь Бог ваши духовные и телесные силы в подвиге нелегкого служения на ниве Христовой!
Вероника Вяткина